При полете на самолете часто возникает боль в ушах на взлете и посадке. Основная причина такого явления — перепад давления в носоглотке при смене эшелона. В большинстве случаев люди принимают такую ситуацию как данность и терпят. На деле же есть несколько хитростей, которые позволят минимизировать вред и риски.
О том, как правильно летать и готовиться к полету, чтобы не разболелись уши, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.
Подготовка к полету
Если путешествие запланировано заранее, то наряду с подготовкой к нему — покупкой чемодана, составлением списка вещей — надо запланировать и чек-ап, в частности посещение ЛОР-врача. Это поможет снизить вероятность перелета с простудой, во время которой в полости носа стоит слизь.
«Когда человек болен, происходит в самолете следующее. Слизь в носу вырабатывается и в норме должна выходить через соустья (маленькие дырочки) в полость носа, но при воспалении нос отечный, его дыхания не хватает, и соустья эти находятся в прикрытом состоянии, плюс еще сильное давление самолета», — отмечает специалист.
Если рассмотреть причины появления боли в ушах, то стоит понимать, что в носоглотке находятся два отверстия диаметром 2 мм, которые правильно называются глоточные устья слуховой трубы.
«Механизм простой. Если плохо дышит нос, кислород не попадает в носоглотку, провоцируя тем самым отек носоглотки. Отекают не только слизистые, но еще и происходит отек глоточных устьев слуховых труб. Они закрываются, и тогда давление снаружи на барабанную перепонку через наружный слуховой проход становится выше, чем давление через нос. Перепонка имеет большое количество нервных окончаний — это специально задумано природой, чтобы человек мог ощущать проникновение инородного тела в слуховой проход. В результате возникает перерастяжение перепонки, и мы чувствуем боль», — объясняет Владимир Зайцев.
Меры для облегчения состояния
Чтобы избежать проблем, следует обратиться к врачу за несколько недель до поездки, чтобы успеть при необходимости пройти курс терапии. Специалист после осмотра назначит процедуры для восстановления работы носа, носоглотки и слуховых труб, удалит серные пробки.
Кроме того, немаловажно правильно выбрать место в самолете, недаром бизнес-класс находится в начале салона. Лучшие места — ближе к носу.
«В начале самолета давление на носоглотку и барабанные перепонки гораздо меньше. Если сидеть в кабине пилотов, то там оно еле-еле ощутимо, пилот не испытывает таких перегрузок, как пассажиры», — подчеркивает врач.
Помочь минимизировать боль в ушах могут и обычные сосудосуживающие капли. По словам отоларинголога, пользоваться ими после посадки лучше дважды.
«Идеально, если они будут детские, чтобы невысокая концентрация активного вещества была. Сели в самолет, он выехал на рулежную дорожку, как раз надо закапать, к моменту разгона и непосредственно взлета препарат и подействует. Когда объявят посадку, сделать нужно то же самое еще раз», — говорит Зайцев.
Стоит позаботиться и о наличии при себе жевательной резинки — причем использовать ее можно на протяжении всего полета при необходимости.
Еще одна мера — использовать спринцовку. Ее можно купить в любой аптеке, а потом обрезать кончик так, чтобы наружный диаметр был равен сантиметру.
«Далее плотно вставляем спринцовку в ухо и нерезкими движениями нажимаем на эту грушу: нажимаем-отпускаем, нажимаем-отпускаем, чтобы массировать перепонку. И эта мера гораздо эффективнее, чем жевать», — советует врач.
Если способ со спринцовкой вас смущает, есть вариант с использованием обычной воды. Для этого надо набирать ее в рот и во время взлета и посадки проглатывать ее интенсивными маленькими глотками.
Ну и, наконец, можно запастись обезболивающими и противоотечными средствами — как в виде таблеток, так и в виде ушных капель.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом