Примерное время чтения: 6 минут
394

«Глаза не видят, а руки делают». Чему и как учат в Центре реабилитации слепых

«АиФ. Здоровье» № 23. Мужчины чаще, чем женщины, влюбляются с первого взгляда 06/06/2013
Подопечные центра прекрасно осваивают плетение из ивовой лозы. Фото Ильи Бруштейна

Радость творчества

«Наши подопечные в большинстве своем сохраняют способность радоваться каждому дню, несмотря на обрушившееся на них горе. Мы помогаем им справиться с новыми жизненными обстоятельствами и стать хозяевами своей судьбы», – эти слова генерального директора Сергея Степанова передают суть работы этого реабилитационного учреждения.

Здесь проводят социальную и профессиональную реабилитацию.

«Во время курса социальной реабилитации изучается пространственная ориентировка, домоводство и самообслуживание, система чтения и письма рельефно-точечным методом по Брайлю. Наши подопечные также осваивают компьютерные технологии и получают первичные знания и навыки в обработке дерева и металла, различных видах рукоделия, – разъясняет Степанов. – Мы рекомендуем всем потерявшим зрение сначала пройти курс социальной адаптации, а уже потом приезжать к нам для профессиональной реабилитации».

Учащийся А. Шамов изучает барельеф создателя рельефно-точечного шрифта Луи Брайля Учащийся А. Шамов изучает барельеф создателя рельефно-точечного шрифта Луи Брайля. Фото Ильи Бруштейна

Инвалидам по зрению, которые уже «освоились» в новой жизненной ситуации, предлагается изучить девять специальностей: практическое цветоводство и основы овощеводства, домашнее подворье, ремонт обуви, лозоплетение, игру на баяне, резьбу по дереву, макраме, переплетное дело и вязание на спицах. Срок обучения составляет 5 месяцев. Одновременно обучение проходит 40 человек, приезжающих из всех регионов европейской части России.

Жители Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов направляются в город Бийск Алтайского края, где действует филиал центра.

«Далеко не все наши выпускники стремятся трудоустроиться по специальности, – рассказывает Степанов. – Но даже если человек будет делать поделки из дерева или ремонтировать обувь только для себя и своих близких, им уже легче будет преодолеть недуг, чувствовать себя нужными и востребованными, испытывать радость творчества».

Кстати, попасть сюда незрячие и слабовидящие люди могут очень просто. Достаточно обратиться с запросом в местную организацию ВОС.

Первый обувщик в Песковке

Евгений Байкузин в юности потерял зрение из-за травмы. В 2011 году он прошел обучение в Центре по профессии «ремонт обуви». После возвращения в родной поселок Песковка Кировской области он решил не сидеть сложа руки, а использовать полученные знания. В Песковке на шесть тысяч жителей ни одной мастерской по ремонту обуви.

Приходилось ездить в районный центр за 50 км! Байкузин понял, что его услуги обувщика будут пользоваться спросом у односельчан. И он не прогадал: сейчас все в Песковке знают, что в их поселке живет замечательный незрячий умелец, который быстро, качественно и недорого отремонтирует обувь.

Глаза не видят, а руки делают

«Глаза не видят, а руки делают» – под таким названием в разных городах нередко проходят выставки работ незрячих и слабовидящих мастеров резьбы по дереву. Можно ли рекомендовать эту профессию людям, лишенным способности видеть?

«Резьба по дереву доступна и незрячим, и слабовидящим, – уверена преподаватель этого предмета Татьяна Горохова. – Технология работы зрячих и незрячих мастеров отличается незначительно. Зритель никогда не сможет определить, что какое-то изделие создал незрячий мастер. А если узнает об этом, то испытывает неподдельное восхищение!»

Урок по пространственному ориентированию начинается с изучения модели автовокзала города Волоколамска.Фото Ильи Бруштейна

Наедине с книгой

Николай Копылов, сам потерявший зрение в двадцать лет, с 1989 года преподает в Центре чтение и письмо брайлевским методом.

«Чтение пальцами по сути наиболее близко к чтению глазами, – объясняет он. – Человек может остаться наедине с книгой, напрямую «общаться» с ее автором. Кроме того, рельефно-точечные тексты точно отражают грамматическую систему языка… В противовес этому прослушивание аудиокниг – процесс пассивный. Между слушателем и автором книги всегда стоит посредник – чтец, влияющий своей интонацией на понимание произведения».

За два с половиной месяца подопечные центра изучают рельефно-точечное обозначение букв русского алфавита, римских и арабских цифр. Желающие могут также научиться читать и записывать ноты, шахматные партии и даже химические формулы.

Радоваться тому, что имеешь

Осенью 2010 года у 27‑летнего жителя Ижевска Александра Козлова обнаружили доброкачественную опухоль головного мозга. К сожалению, парню не удалось сразу сделать операцию. Ее провели лишь спустя год, когда зрение было безвозвратно утеряно.

«Надо радоваться тому, что имеешь, и не жалеть об упущенном. Избавление от опухоли – пусть и омраченное пожизненной слепотой, – это начало новой жизни.

И мне хочется прожить ее интересно. Оптимизм – ключ к успешной реабилитации!», – разъясняет свою жизненную философию молодой человек.

Александр приехал в Волоколамск для прохождения курса социальной реабилитации. «Я стал лучше ориентироваться, в том числе с GPS-навигатором, – говорит он, – продолжаю осваивать брайлевскую систему, познакомился с интересными людьми из разных регионов, с которыми можно будет поддерживать контакты, когда мы разъедемся по домам».

Читайте в соцсетях!



Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы