Мнение Святослава Медведева, директора Института мозга человека:
- Профессор Савельев прав в одном: структура мозга имеет для человека очень большое значение. Но особенности строения мозга и его объём никак не соотносятся с поведением и одарённостью личности. За более чем сто лет исследований нейрофизиологи не выявили ни одного отличия между мозгом гения и рядового обывателя. Личные способности зависят от крайне сложных и до сих пор ещё не полностью понятых (а если честно сказать, то вообще непонятных) нейродинамических взаимосвязей между структурами мозга.
Любое наше действие определяется целой системой из локальных «центров управления», находящихся в совершенно разных его местах. И главное не то, большие эти центры или маленькие, а как они взаимодействуют на уровне нейронов.
Самый большой мозг бывает у дебилов, если уж на то пошло. И что из этого? Мозг известного писателя Анатоля Франса весил всего 900 граммов. А у Байрона, который сильно болел, мозг был просто огромен - более 2 кг. Но мозг - это не просто кусок серого вещества, а ещё и процессы, которые там происходят, - молниеносное взаимодействие между его элементами. Элементов этих может быть 10, 20, 30 миллиардов, а связей между ними вообще невероятное количество. Изучить их толком мы пока ещё не способны.
Можно ли вычислить гения ещё в детстве? Увы - это нереально. Гениальность - своего рода заболевание, а не норма. Проявляется оно только с возрастом, а потом исчезает. Гениальные математики и физики были таковыми, как правило, до 35 лет. Они фонтанировали «безумными» идеями лишь в относительно короткий период времени. При этом почти ни один вундеркинд так и не стал гением: возможно, из-за того, что феноменальные способности развились у сверходарённых детей слишком рано, задолго до того, как их мозг физиологически «созрел» для этого...
Так происходит и с вполне нормальными людьми. Бывает, что способности человека не развиваются очень долго. Например, я сам в детстве был хроническим двоечником, меня дважды выгоняли из школы за «неуды». Зато в университете не имел ни одной тройки. Мне было просто неинтересно учиться в школе.
Но стоит ли вообще вычислять - кто будущий титан мысли, а кто нет? «Технология выявления гениев» и отсев «одарённых» детей от «неодарённых», «чистых» от «нечистых», вы уж извините, сильно смахивает на фашизм. Именно этим развлекались немецкие медики в гитлеровских концлагерях. Да и потом в разных странах мира их последователи пытались осуществить подобную селекцию, но так и не нашли, к чему прицепиться. В итоге реальной методики отбора гениев так и не появилось. Сегодня ни в одной стране мира гениев не отбирают. Они проявляются сами.
А вот развивать таланты детей, даже если они и кажутся неодарёнными, можно и нужно. Картография мозга с помощью МРТ (магнитно-резонансной томографии) показала, что обучение и воспитание меняют его структуру. Даже если взрослый человек перенёс инсульт, мозговую травму или клиническую смерть, после приложенных усилий его нарушенные мыслительные способности зачастую восстанавливаются. А что говорить о детях? Если ребёнка не развивать и не воспитывать, то получится типичный Маугли - даже если он и от сверходарённых родителей. Понятно, что, когда человек рождается с тяжёлым заболеванием, например синдромом Дауна или ДЦП, тут ничего не попишешь. Если в мозге отсутствуют специализированные области, например зрения, то это будет слепой. Но если нет грубой патологии структур, значит, их можно развить. Мозг любого человека эволюционирует в прямой зависимости от того, где и как он приобретает свой опыт. Влияет тут и генетика, но гораздо важнее воздействие среды, в которой живёт человек.