Примерное время чтения: 7 минут
536

Татьяна Яковлева: «Здоровый образ жизни пора сделать трендом»

«АиФ. Здоровье» № 46. Томатный сок защитит от инфарктов 17/11/2011

Какие из них самые значимые? И что изменится с принятием нового федерального закона «Об основах здоровья граждан в РФ»? Об этом мы беседуем с заслуженным врачом РФ, членом Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой.

Гарантия государства

«АиФ. Здоровье»: – Татьяна Владимировна, ни для кого не секрет, что большинство россиян утратило доверие к отечественной медицине. Как поднять авторитет нашего здравоохранения?

Т.Я.: – Главная задача государственной политики – повышение качества жизни наших граждан. А именно – совершенствование социального обеспечения, доступность и качество медицинской помощи. Основные приоритеты государственной политики отражены в федеральном бюджете на 2012–2014 годы, проект которого уже принят Госдумой в первом чтении. В ближайшие два года планируется сохранить финансирование в рамках нацпроекта «Здоровье» в объеме 446 млрд рублей и добавить на модернизацию здравоохранения еще 460 млрд рублей.

Деньги идут не только из федерального бюджета, субъекты и муниципалы тоже начали выделять средства из своих бюджетов на ремонт больниц, закупку дорогостоящего оборудования, информатизацию. За 18 лет, которые я связана с медициной, такого финансирования не видела. И все это делается для того, чтобы создать оптимальную систему организации здравоохранения. Не расширять сеть лечебных учреждений, а повысить эффективность их деятельности, улучшить качество услуг. Для этого необходимо поэтапно внедрять программу модернизации и вводить стандарты на оказание медицинской помощи.

«АиФ. Здоровье»: – Стандарты, бесспорно, помогут врачам правильно диагностировать и лечить. А будут ли они полезны пациентам?

Т.Я.: – Во‑первых, все, что зафиксировано в стандартах, – это гарантия государства на бесплатную помощь по тому или иному заболеванию. Прежде всего, это касается онкологии, кардиологии, всех проблем ре­про­дуктивного здоровья, причем не только женщин, но и мужчин.

Во‑вторых, это гарантированное качество медицинской помощи. Поэтому стандарты скорее нужны пациентам, чем врачам. К примеру, пришел пациент к доктору с подозрением на острую пневмонию, посмотрел стандарт, в котором написано, что при его заболевании врач должен направить его на анализ крови, мочи и рентгенограмму. Если не делать рентген, можно ошибиться в постановке диагноза. И вот, если врач отступил от стандарта, пациент может предъявить свои требования.

Право выбора

«АиФ. Здоровье»: – Сейчас много говорится о государственной и частной медицине, высказываются опасения, что мы идем к платной врачебной помощи. Но ведь у четверти населения доход ниже прожиточного минимума. Кто их будет лечить?

Т.Я.: – Впервые в законопроекте «Об охране здоровья» конкретизируется порядок и условия оказания медицинских услуг. Четко прописано, что скорая помощь оказывается бесплатно, стационарная и медицинская помощь – бесплатно, паллиативная (поддерживающая) помощь – бесплатно. Вернее, за счет государства, потому что ничего бесплатного нет.

Кроме этого, государство возлагает на себя полномочия за счет средств федерального бюджета обеспечить лекарственными препаратами людей, страдающих редкими заболеваниями. Так, в соответствии с проектом федерального бюджета на 2012–2014 годы в следующем году на 13% увеличатся расходы на закупку лекарственных средств. Эти деньги предназначены для больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также для трансплантации органов или тканей.

«АиФ. Здоровье»: – А что будет с квотами на высокотехнологичную медицинскую помощь? В настоящее время люди годами ждут денег на протезирование суставов, на стентирование, шунтирование, пересадку органов…

Т.Я.: – В условиях недофинансирования здравоохранения дорогостоящая помощь была защищена прямым федеральным финансированием, и 80% нуждающихся в ВМП получают ее. А в 2015 году высокотехнологичная медицинская помощь должна войти полностью в систему обязательного медицинского страхования как один из видов специализированной медицинской помощи. Как только будет решен вопрос финансирования окончательно, каждый нуждающийся сможет получить необходимую помощь. Тем более что медики к этому готовы.

«АиФ. Здоровье»: – Вы хотите сказать, что после принятия Закона «Об обязательном медицинском страховании» многие услуги будут доступнее, чем сейчас?

Т.Я.: – Конечно. Ведь раньше страховую организацию выбирал или работодатель, или региональная власть. И у страховых компаний не было мотивации бороться за потребителей услуг. Теперь, когда человек может сам выбирать страховую компанию, страховщик заинтересован в том, чтобы предложить ему лучший пакет услуг. В каждом субъекте Федерации имеется своя территориальная программа, в которой прописывается порядок и условия предоставления медицинской помощи по программе ОМС. А информацию о медицинской организации, врачебной деятельности, об уровне образования и квалификации врачей можно получить, обратившись в страховую компанию.

С заботой о человеке

«АиФ. Здоровье»: – Татьяна Владимировна, при обсуждении нового закона вы активно выступали за сокращение абортов. Как это будет выглядеть на деле? Нельзя же просто взять и запретить женщине избавиться от нежелательной беременности.

Т.Я.: – Безусловно, нет! Это только спровоцирует рост криминальных абортов, увеличит смертность женщин, повысит показатель бесплодности, скажется на генофонде. В идеале в обществе должна быть сформирована модель неприятия абортов, создан культ семьи и материнства. В такой социальной атмосфере женщина только в крайней ситуации пойдет на такой шаг. В законопроекте вводится новая для России практика – «неделя тишины». То есть, если в клинику обращается женщина с беременностью до 11 недель, то ей в течение семи дней не проводится искусственное прерывание беременности. Раньше давалось лишь 48 часов. В течение недели с женщинами будут беседовать психологи, социальные работники, оказываться социально-правовая помощь.

«АиФ. Здоровье»: – Еще один волнующий вопрос. Министерство внутренних дел заявило о том, что готово выступить с заявлением о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов. Как вы относитесь к подобной инициативе?

Т.Я.: – Опять строить лечебницы для хронических алкоголиков? Вы представляете, какие деньги на это уйдут! Но самое главное, это не решит проблему. Очищение организма от «градусов» – лишь полдела. Нужна еще реабилитация, психологическое воздействие, индивидуальная программа, и главное – желание самого человека избавиться от зависимости. К тому же принудительное лечение – с точки зрения ограничения свободы личности, этики – спорная мера.

На мой взгляд, необходимо формирование здорового образа жизни. В первую очередь среди молодежи. Мы недавно провели исследование в российских вузах. Так вот из 300 высших учебных заведений – 30% не имеют своих спортивных залов, 25% арендуют, остальные 5% вообще обходятся без них. Оказывается, при лицензировании вузов даже нет требования о спортивной площади. Где же заниматься спортом? Как поддерживать здоровье?

«АиФ. Здоровье»: – А что все-таки делать тем несчастным, которые самостоятельно не смогут справиться с алкогольной зависимостью?

Т.Я.: – Сейчас активно развиваются частные клиники по лечению алкоголизма и наркомании. Но и в части модернизации здравоохранения предусмотрено укрепление государственной наркологической службы. Еще я бы предложила вводить адресную помощь на местном уровне. Создавать рабочие места, давать материальную компенсацию. То есть у человека должен быть стимул вести трезвый образ жизни. Пора провозгласить новый тренд – здоровый образ жизни.

«АиФ. Здоровье»: – Когда же, по-вашему, здоровье станет у нас в стране трендом?

Т.Я.: – По самым оптимистическим прогнозам, лет через пять. А в реальности – минимум лет через десять.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы