Не получить по шее
Шведский исследователь Бертил Йонссон изучил данные страховых компаний о травмах позвоночника, полученных в автоавариях, и пришел к выводу, что женщины-водители в 3 раза чаще по сравнению с мужчинами получают травму шеи и позвоночника при ударе сзади. Причина в том, считает эксперт, что женщины регулируют сиденье иначе, чем мужчины, – сидят выше и ближе к рулевому колесу и устанавливают спинку кресла более прямо. При таком положении мышцы напряжены и в случае даже несильного удара сзади – проблемы с шеей и позвоночником почти неизбежны. Надо учиться сидеть по-другому. Опытные водители, наездившие сотни тысяч километров без аварий, уверены: чтобы защитить свою шею, не надо прижиматься к рулю и держать спину по-королевски, откиньтесь и постарайтесь расслабить тело.
Последний звонок
Арнольд Шварценеггер, увидев, как его дочь ведет машину и одновременно болтает по сотовому телефону, предупредил ее:
– Лишишься машины и будешь ездить на автобусе!
Своей семьей губернатор Калифорнии не ограничился и летом 2008 г. ввел в своем штате запрет на использование телефона во время езды.
Одна уважаемая российская компания сотовой связи провела исследование, которое должно было показать, насколько опасно вести телефонные разговоры за рулем. Причем оказалось, что даже устройство «hands free», с которым только уши заняты, а глаза и руки свободны, так же опасно, как и обычный телефон.
У 9 из 10 водителей во время беседы по телефону ослабляется контроль за дорогой и снижается внимание. Уже через 50 секунд после начала разговора вы в большей степени ведете разговор, чем машину. А нажав кнопку «отбой», не сразу возвращаетесь к реальности – требуется как минимум 2 секунды, чтобы вернуть внимание к дороге. Две секунды без внимания – это как раз то время, за которое, потеряв контроль, можно вылететь на обочину. Особым отвлекающим эффектом обладает эмоциональная информация: и ссора, и радостная новость о повышении зарплаты могут одинаково выбить из колеи.
Бди!
Укачивает в машине буквально всех. Особенно опасно отправляться на дальние расстояния тем, кто страдает апноэ – остановкой дыхания во время сна, или бессонницей, которая превращает их в вечно невыспавшихся. Именно такие водители укачиваются и засыпают за рулем легче и чаще других. Против сна может помочь только сон – двадцать минут перед дорогой, затем чашка кофе – дают бодрости на три часа дольше, чем то же кофе, но без сна.
Кстати, чем старше мы становимся, тем менее нас бодрит кофеин.
Под стеклом
Если «живете» в машине, не экономьте на окнах, они – и помощь, и защита, и здоровье. Российские ученые утверждают, что риск получить рак кожи гораздо выше у заядлых автолюбителей, чем у тех, кто ездит на метро или в машине с защитными стеклами (не путать с тонировкой!). Обычные автомобильные способны поглощать ультрафиолетовые лучи типа В, а перед опасными лучами типа А – беззащитны. Врачи проанализировали 1000 историй возникновения опухолей среди мужчин-водителей. Оказалось, рак в большинстве случаев поражал левую сторону лица, шеи и предплечья – это напрямую связано с водительским местом у окна.
Эта информация должна заставить нас по-другому посмотреть на окна машины. Тем более что сегодня нет проблем заказать, например, двусторонние ламинированные, которые не пропускают оба вида ультрафиолетовых лучей. Не будет лишним, отправляясь в путь за солнцем, пользоваться по дороге солнцезащитными средствами.
Золотая середина
Где разместить в машине свои «бриллианты» – детей, жен, самых ценных родственников и друзей? Самое безопасное место не впереди и не сзади, а посредине, точнее, заднее среднее. Такой вывод сделали американские исследователи из университета Буффало, изучив статистику по авариям за три года. Оказалось, что задние места безопаснее передних на 59–86%, а среднее заднее – на 25% безопаснее, чем задние боковые.
Экспериментаторы учитывали тип машины, вес, возраст водителя и пассажиров, погоду, освещенность, скорость развертывания подушек безопасности... И при разных условиях и размерах именно заднее центральное место оказалось самым надежным. В центре пассажир получает большее пространство, которое не «сдавливается» при столкновении. И еще, когда во время аварии машину буквально закручивает, на пассажиров, сидящих посредине, «вращательная сила» действует не так сильно, как на всех остальных.
На вопрос, куда ставить детское кресло, экспериментаторы отвечают: «В золотую середину!»
Гнев и печаль оставьте за бортом
После развода или разноса начальника возьмите такси. Садиться за руль в расстроенных чувствах опасно. И злиться не стоит: ни на себя, ни на медленных пешеходов, ни на женщин за рулем. По статистике в 56% аварий виновны те, чей стиль вождения описывается очевидцами как агрессивный. Если вы ездите так всегда: презираете светофоры, путаете наглость с уверенностью – вам рано или поздно не повезет.
Тем, кто плачет, грустит и томится – тоже не легче. На конференции общества американских психиатров, которая проходила в Бостоне в июле 2008 г., были представлены данные, как депрессия и лекарства против нее влияют на водительские навыки. Оказалось, что по сравнению с людьми здоровыми и уравновешенными водители, принимающие лекарства от депрессии, водят хуже – их реактивность, умение принимать верные решения за секунды существенно ниже.
Ученые решили выяснить, что же снижает водительские показатели сильнее – сама депрессия или препараты против нее. В испытании участвовали те, кто принимает антидепрессанты, и люди, страдающие хронической депрессией, но ничего с ней не делающие. Последние проиграли по всем водительским статьям «сидящим на лекарствах», и это дало повод врачам сказать: «Угнетенное настроение гораздо опаснее для сознания водителя, чем медицинские препараты против него».
Интересно
Возможно, лет через десять мы сможем дремать за рулем. Пока такое счастье могли себе позволить только катавшиеся в роботе-автомобиле, построенном инженером Себастьяном Торном из Стенфорда. Машина все делает сама. Правда, она не очень быстро бегает – всего 30 километров в час, и нуждается в особой дороге, на которой должны стоять дорожные знаки, способные с ней «разговаривать». Первую дорогу для машин «без водителей» планируется построить между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско в следующем десятилетии.
Важно
Самые аккуратные водители – женщины. К такому выводу пришли канадские ученые из университета в Калгари. На каждый миллиард километров у 33-летних женщин приходятся 4 серьезные аварии. У 20-летних мужчин на это же количество километров – 40. Мужчины-водители взрослеют и становятся благоразумными за рулем позже женщин. Самый безопасный возраст мужчин-водителей с 33 до 54 лет – на каждый миллиард километров менее 8 аварий. Останавливая такси, посмотрите, сколько водителю лет, или выбирайте женщину.
Кстати
Французские ученые присмотрелись к цвету машин. Оказалось, что один цвет может уберечь от аварии, а другой, наоборот, ее «притянуть». Самым безопасным окрасом автомобиля считается серый металлический. Машины такого цвета в 2 раза реже попадают в ДТП, чем, например, белые, которые иногда становятся слепым пятном на дороге.
Низкий аварийный уровень имеют и машины сигнальных цветов, которые трудно не заметить: желтые, красные и синие. Больше остальных, по статистике, рискуют водители автомобилей черного, коричневого и зеленого цветов.
Цифры
Американские страховые компании исследовали причины 12 000 аварий, в которые попали водители от 18 до 60 лет. И выяснили: 81% водителей во время поездки в автомобиле постоянно отвлекается от процесса вождения. На что?
• Настраивают радио – 32%
• Разговаривают по телефону – 27%
• Едят за рулем – 19%
• Отправляют sms – 12%
• Красят губы – 5%
• Бреются – 2%
• Меняют контактные линзы (!) – 1%
• Укачивают детей – 1%
Среди беспечных водителей были и такие, которые во время движения менялись местами с пассажирами, просматривали видеофильмы и даже красили ногти на ногах.