Примерное время чтения: 11 минут
1426

Вечная молодость Любови Орловой

«АиФ. Здоровье» № 10. Средняя продолжительность жизни в России перевалила за 69 лет 04/03/2010
«Мусоргский». Любовь Орлова в роли Татьяны Платоновой. 1951 год.
«Мусоргский». Любовь Орлова в роли Татьяны Платоновой. 1951 год. Кадр из фильма

Портреты небожительницы советского экрана хранились почти в каждом доме. Но мало кто знал, что за лучезарной улыбкой Любови Орловой таился панический страх, преследовавший ее до самой смерти, — страх постареть.

Символ молодости

Успех к Орловой пришел в 33 года. Для дебюта возраст приличный. Но актрису это не смущало. Во всяком случае, она старалась это тщательно скрывать. Для миллионов своих поклонников она должна была всегда оставаться символом неувядающей молодости, красоты. И успеха.

Юная Любовь Орлова за фортепиано. 1916 год. Фото: РИА Новости

Стремление занять высшую ступень олимпа славы у Орловой было безграничным. Ради успеха она была готова на все. Родители будущей звезды мечтали, чтобы дочь стала пианисткой. После окончания гимназии Любочка поступила в Московскую консерваторию. Но через три года учебу пришлось бросить. В честолюбивые планы родителей вмешалась Гражданская война. Чтобы помогать семье, Люба подрабатывала тапером — играла на сеансах в кинотеатрах, а затем возила в Москву из Подмосковья молоко на продажу, волоча по морозу санки с тяжеленными бидонами. Говорят, именно тогда обладательница роскошной фигуры навсегда испортила свои некогда красивые руки (от тяжелой работы они огрубели), что доставляло ей впоследствии массу переживаний.

О своем детстве и юности сама Орлова вспоминать не любила. В графе «социальное происхождение» она всегда писала: «из служащих». На самом деле актриса, блистательно игравшая ткачих и домработниц, происходила из древнего дворянского рода, тех самых знаменитых графов Орловых, чей жизненный путь золотой строкой вошел в историю России. А по матери еще и состояла в родстве с Толстыми. Любу и двух ее сестер воспитывали в лучших дворянских традициях. У девочек было все самое лучшее: и няни, и наряды, и учителя. А еще в имении Орловых часто устраивали домашние спектакли, на одном из которых выступление маленькой Любочки увидел знаменитый Шаляпин. Подняв ребенка на руки, растроганный певец произнес: «Это чудо станет великой актрисой!» и подарил свой портрет с надписью: «Моему дружку Любочке». Впоследствии это пожелание положит начало коллекции автографов великих людей, которой Любовь Петровна очень гордилась.

Любовь Орлова. Фото: Commons.wikimedia.org

Чего не скажешь о знатном происхождении актрисы. Опасаясь клейма дворянской дочери, Орлова даже «изувечила» одну из фотографий отца, отрезав ему мундир, украшенный царскими орденами Святой Анны и Святого Владимира. В образ гордости советского кино дворянские корни не вписывались.

Любвеобильная звезда

Предпочитала не афишировать Орлова и первый свой брак с крупным партийным чиновником, замом наркома земледелия, латышом по происхождению Андреем Берзинем, заключенный явно по расчету, дабы выбраться из нужды. При поддержке влиятельного мужа будущая звезда закончила хореографическое отделение театрального техникума, а затем поступила в студию В. Немировича-Данченко, где вскоре закрутила новый роман — с руководителем студии, сыном Немировича-Данченко Михаилом.

К тому времени ее брак распался: через семь лет после свадьбы Андрей Берзинь был обвинен в экономическом вредительстве и сослан в Сибирь. Начинающая актриса отчаянно нуждалась в новом покровителе. Сын знаменитого режиссера, одного из основателей МХАТа, подходил на эту роль как нельзя лучше. На смену Михаилу пришел крупный австрийский инженер, работавший в Москве, а затем — Оффенбах, постановщик первой советской оперетты «Перикола», в которой Орлова исполнила главную партию. Кто знает, узнал бы мир актрису Любовь Орлову, если бы не удивительная способность этой маленькой, хрупкой женщины «метр с кепкой» (рост актрисы составлял всего лишь 1 м 58 см) покорять мужские сердца.

Череда романов прекратилась после встречи с другом и соратником Эйзенштейна Григорием Александровым. Молодой амбициозный режиссер стал ее главным мужчиной, ее лотерейным билетом. Поводом для знакомства был поиск исполнительницы на главную роль в фильме «Веселые ребята». Побывав в Голливуде, Александров мечтал снять настоящую музыкальную комедию с актрисой, похожей на Марлен Дитрих. Увидев Орлову, режиссер понял, что нашел свою Анюту. А Орлова обрела верного спутника жизни. После съемок, которые проходили в Гаграх, «золотоволосый Бог» (как окрестила Александрова сама Орлова) пал, околдованный чарами актрисы. То, что «Бог» был женат и имел маленького сына, ее не смутило. Патологическая жажда признания требовала жертв. К концу съемок Орлова и Александров поженились. Восходящая звезда советского кинематографа не просчиталась: «Веселые ребята» имели оглушительный успех, принеся ей, никому не известной тогда исполнительнице, звание Заслуженного деятеля искусств и статус любимой актрисы «отца народов». Впереди были триумф «Цирка», «Волги-Волги», «Светлого пути», «Весны», многочисленные премии и невероятная народная любовь.

Григорий Александров и Любовь Орлова в домашней обстановке. Фото 1960-х годов, РИА Новости

Время, назад!

Статус первой красавицы советского экрана актриса поддерживала с неистовством маньяка. Время, казалось, было не властно над ней. Благодаря изнурительным физическим упражнениям (Орлова до 70 лет стояла у балетного станка и занималась гимнастикой) и особому режиму питания примадонна советского экрана до старости носила один размер корсета, чем чрезвычайно гордилась. Из своих многочисленных поездок за границу она приво­зила не только последние модели нарядов, коих у актрисы было фантастическое количество, но и специальную лечебную косметику, о которой подавляющее большинство ее коллег по цеху, не говоря уже о простых смертных, даже не подозревали.

Кадр из фильма «Русский сувенир» («Мосфильм», 1960 год). Режисcер Григорий Александров, в главной роли Любовь Орлова. В ролях: Павел Кадочников, Андрей Попов, Эраст Гарин, Элина Быстрицкая.

Едва ли не первой из советских актрис Орлова стала прибегать и к пластическим операциям. Когда и это не помогало, приходилось идти на хитрость. Чтобы не было видно морщин на экране, актриса заставляла Александрова прибегать к различным ухищрениям. В последнем фильме «Скворец и Лира» ее предательски выдававшие возраст руки «дублировала» 20-летняя девушка.

Высокому статусу Королевы советского кино соответствовал и образ ее жизни. Свободное перемещение по миру в условиях тотального железного занавеса, шикарные шубы, «мерседесы», рестораны, полеты в Париж за «парой перчаток» — все это делало Любовь Петровну советским аналогом голливудской звезды и вызывало раздражение коллег. У нее практически не было друзей. Каждый Новый год она встречала всегда одинаково: в уединении загородного дома во Внукове.

Кадр из фильма «Цирк». Любовь Орлова в роли Мэрион Диксон, Сергей Столяров в роли Мартынова, Джеймс Паттерсон в роли сына Мэрион. 1936 год.

Последняя воля

Довольно странным выглядел и брак актрисы. Многие называли его игрой: с одной стороны, Орлова ревностно охраняла свои права на своего «светловолосого Бога», исключая любую возможность появления соперницы и безжалостно увольняя его смазливых ассистенток. С другой... Прожив вместе 40 лет, Орлова и Александров до самого конца обращались друг к другу исключительно на «вы» и спали в разных комнатах. Он называл ее Чарли, она его Спенсер. В честь великого Чарли Спенсера Чаплина, которого они оба боготворили.

Любовь Орлова в роли Норы в одноименном спектакле по пьесе Генрика Ибсена, Борис Оленин в роли доктора Ранка. Московский драматический театр имени Моссовета. 1960 год. Фото: РИА Новости / Александр Гладштейн

Из большого кино Орлова исчезла задолго до своей кончины. По мнению критиков, ее блистательная кинокарьера окончилась фильмом «Весна», за главную роль в которой Орлова в 1947 году получила приз Венецианского кинофестиваля. После смерти Сталина звезда «столбовой дворянки советского кино» (как окрестили ее коллеги) быстро поблекла. Время приближающейся оттепели требовало совсем других образов.

Народная артистка Советского Союза Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

И Орлова ушла. В Театр имени Моссовета, где проработала еще двадцать лет, сыграв всего несколько ролей. В отличие от киноработ, театральные достижения актрисы оказались куда скромнее. Пытаясь взять у судьбы реванш, в последние месяцы перед смертью она пыталась найти пьесу, с которой могла бы достойно уйти из жизни.

Но сыграть в ней так и не успела. 23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Орлова попала в больницу, где через три дня скончалась от рака мозга. Великую актрису предали земле в день ее рождения — 29 января. Любовь Петровну хоронили с закрытым лицом. Такова была ее последняя воля. В памяти соотечественников она хотела остаться только молодой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (11)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы