Как работает наша память? Можно ли что-то запомнить, но не «зубрить»? Почему ребёнку тяжело даётся заучивание стихов? Какой подход лучше работает для изучения иностранных слов?
Об этом мы поговорили с доктором педагогических наук, профессором РАЕН Екатериной Васильевой.
Миличь Майя, АиФ.ru: Как понять, какой именно вид памяти у человека и как это использовать?
Екатерина Васильева: Чтобы точно определить индивидуальный тип памяти, нужно пройти тестирование, по результатам которого можно уже делать конкретные выводы. Но сделать некоторые выводы можно и самостоятельно. Например, если человек лучше запоминает именно текстовую информацию, стихи или описательные тексты, иностранные слова, то, значит, у него лучше развито воображение и долговременная память, есть склонность к творческому мышлению. Если же человеку проще запоминать тексты в пересказе своими словами, то, значит, у него лучше развито логическое мышление.
Можно, конечно, говорить о видах запоминании на слух, через чтение или через письмо. Однако, если за пример взять запоминание любого слова как такового, то человек использует все способы его запоминания. Например, ребёнок трогает карандаш и запоминает, что именно этот предмет называется «карандаш». Потом ребёнок несколько раз произносит это слово. Дети до 6,5 лет запоминают информацию, активно всё трогая и произнося слова вслух, используя таким образом зрительную и слуховую память.
В школе же у ребёнка запускаются другие процессы, формируется зрительная память, то есть он запоминает написанное. Кроме этого, на запоминание работает моторика.
Поэтому чётко разделить людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков невозможно. Потому что в процессе обучения и запоминания работают все эти процессы, но включаются они в зависимости от возраста человека и его целей.
— Как же, опираясь на схему работы памяти, что-то учить?
— Различные виды информации крайне трудно запомнить с первого раза и на всю жизнь. Мы же не можем вставить флешку в голову и мгновенно всё на неё записать.
Например, у школьников лучше всего развито воображение и слуховая память, поэтому для них подходят приёмы мнемотехники и образные методы запоминания как текстов, так и точной информации.
Когда человек запомнил само слово, чтобы было правильное произношение, слово лучше записать, чтобы «увидеть» его.
То есть сначала человек запоминает слово на слух, потом запоминает его перевод, и это 70 % от процесса запоминания слова. Второй этап — оставшиеся 30 % запоминания — это написание слова, потому что для эффективного запоминания слова нужно его увидеть, произнести и записать.
Но есть ещё один этап, про который не стоит забывать при изучении лексики иностранных языков. Это чтение слова в предложении с другими словами. Так, когда ребёнок читает предложение, он представляет себе картинки, образы. Большая проблема обычного заучивания слов в том, что, когда мы эти слова читаем, в голове нет образа, слово просто не с чем связать.
Процессы понимания и запоминания происходят одновременно, но в несколько этапов, и очень важно правильно их организовать. Если сейчас спросить любого человека, как взрослого, так и ребёнка о том, что такое слово вообще, они ответят, что это приставка, корень, суффикс, окончание. Но так сказать можно только о написанном слове, а ведь мало кто понимает, что слово имеет значение, что у слова есть произношение, что слово можно поместить в предложение, и при произнесении слова в голове возникает именно образ того, что это слово обозначает.
— Как лучше учить с ребёнком стихи?
— Заучивание стихов для школьников — действительно большая проблема, и для её решения нужно помочь ребёнку развивать воображение. Чтобы запомнить стихотворение, я бы рекомендовала использовать «метод путешествия». Нужно, читая стихотворение, представлять себе его по принципу «место, герой, ситуация». То есть, читая первую строку, нужно представить себе место, где всё происходит, и представить самого героя. Когда стихи красивые и жизнеутверждающие, то ребёнок может представить себя в роли героя, как бы путешествуя по описываемым в стихотворении местам. В этом плане очень хорошо учатся стихи Пушкина. В процессе чтения и представления всего, что описывается в стихотворении, событий, мест и ситуаций, происходит само запоминание последовательности событий. Потом уже к созданным образам, нарисованным в воображении картинкам нужно проговаривать слова самого стиха, чтобы они «прилипали» к картинкам именно в той последовательности, в какой они есть у автора. Получается, что для стихотворения на одну печатную страницу может хватить 4–5 опорных образов, поэтому буквально с двух прочтений ребёнок может уже запомнить текст.