Примерное время чтения: 8 минут
22117

Ребенок сломал нос. Что делать родителям?

«АиФ. Здоровье» № 32. Стресс добавляет лишние килограммы 06/08/2009

Травма

Вой сына вместе с лифтом поднимался с первого этажа на пятый, и я уже понимала, что случилось что-то крайне неприятное. Двери раскрылись и я увидела... его лицо в крови. Сын рассказал, что остановился поговорить со знакомыми мальчишками, которые прыгали на скейтбордах, наклонился над скейтами, сложенными в пирамиду, чтобы один из них поправить, а другой мальчик, не видя этого, ударил по нижнему в пирамиде скейту ногой так, что вся пирамида взлетела в воздух и впечаталась моему ребенку в нос.

Я бросила все дела и мы поехали в травмопункт.

Пока мы сидели в очереди, нос распух, а рентгеновский кабинет закончил работу. Дежурный хирург, осмотрев лицо, сообщил, что нос сломан и посоветовал как можно скорее обратиться в такую больницу, где есть ЛОР-отделение.

В больнице сыну сделали рентген, меня успокоили, что кость запала, а не сломалась, но все равно придется делать операцию, чтобы поставить ее на место, прописали капли для снятия отека и отправили домой на 5 дней.

Комментарий специалиста.

Травма носа у ребенка всегда сопровождается отеком, который не позволяет врачам сразу проводить хирургические вмешательства. Пострадавшему делают рентгеновский снимок, врач смотрит, есть ли перелом и какой он: со смещением, без смещения, насколько выражен отек, и назначает для начала консервативное лечение. К тому же травма носа может сочетаться с сотрясением головного мозга, при котором нежелательно сразу проводить операцию, так что пауза в несколько дней между травмой и операцией – необходимое условие.

Ставим кость

В назначенный день мы приехали в больницу. Сыну измерили температуру, и к моему удивлению она оказалась повышенной. Я слышала, что на операцию ребенка с простудой не возьмут: в носу много мелких кровеносных сосудов, а свертываемость крови, когда у человека температура выше нормы, ухудшается, поэтому ждала, что нас отправят домой. Но сестра успокоила: у детей температура часто поднимается от волнения, мальчика же не сегодня положат на операционный стол, врачи посмотрят, какая температура у него будет завтра. И увела Кирюшку в отделение.

Вечером мне было очень грустно дома одной. Я все думала, как он там? Ночью раздался телефонный звонок: «Мама, – сказал мой сын сдавленным шепотом, – здесь так здорово: мы кидаемся в палате подушками!»

Следующим утром его взяли на операцию, а днем я уже сидела в палате. Кость переносицы поставили на место, из ноздри выглядывал тампончик, закрепленный марлевой повязкой. Мальчик уже не веселился, а капризничал, хотел, чтобы его пожалели и приласкали, как маленького.

Комментарий специалиста.

Со сломанными носами мальчики попадают в больницы в два раза чаще, чем девочки. И в основном – в 10–12 лет, в самый активный, непоседливый возраст. Большинство травм – случайные, по неосторожности, полученные в игре. Ребята постарше уже относятся к себе аккуратнее, да и кости у них более массивные, не так легко ломаются. В 14–15 лет, если травмы и бывают, то как результат драк или неудачных занятий спортом.

Кость переносицы от удара может просто «запасть», без перелома. Может сломаться, но не до конца, как ломается ивовая ветка. Именно такие переломы чаще бывают у детей, потому что у них в костной ткани эластичных волокон больше, чем у взрослых. Но в любом случае косточку надо поставить на место, чтобы восстановить носовое дыхание и внешнюю форму носа.

У нас в стране такие операции делают двумя способами. Старый метод, от которого еще не везде отказались, это когда под местной анестезией специальным инструментом, похожим на длинную узенькую лопаточку, косточка приподнимается и фиксируется снизу тугим марлевым тампоном. Через сутки-двое тампон вынимают, а косточка... бывает, что падает опять. Зарубежные врачи доказали, что фиксирующие тампоны на самом деле не нужны. Потому что главное – правильно поставить кость, вокруг нее нет мышц, которые могли бы ее сдвинуть. А поставить ее правильно удобнее, если операция проходит под общим наркозом: пациент ничего не чувствует, не испытывает страха, не мешает работать хирургу... В таком случае тампончик можно сделать маленьким, только, чтоб впитывал влагу, он не будет сильно травмировать слизистую, и заживление пойдет быстрее. Так сейчас делают операции и во многих наших клиниках.

Выпрямляем перегородку

Через несколько дней, когда врачи убедились, что косточка стоит как надо, нам предложили, не выписываясь из больницы, сразу сделать вторую операцию – исправить перегородку носа. «Профессор на обходе сказал, что она превратилась у меня в гармошку», – с гордостью заявил сын. Но теперь он уже боялся попасть на операционный стол, потому что, как ни крути, все манипуляции, связанные с носом, очень болезненны, да и послеоперационный курс уколов – тоже не фунт изюма. Сын без конца звонил по сотовому домой, плакал, мотал нервы и мне и врачам, так что им даже пришлось отобрать у него телефон, но все-таки добился, что в день операции мне разрешили приехать.

…Его привезли на каталке спящего и он продолжал спать до позднего вечера, а потом и ночь. На самом деле в моем присутствии не было никакой необходимости. Но раз уж я сидела тут, доктор показал мне на компьютере фильм, как проходила операция. Смотреть на увеличенную до размеров экрана носовую полость было с непривычки страшновато, но любопытство журналиста взяло верх.

Комментарий специалиста.

При травмах искривление перегородки носа случается реже, чем перелом или западение кости. Но операция по ее восстановлению проходит сложнее. В большинстве наших больниц ее выполняют по старинке, методом, разработанным еще в 1901 году. Непосредственно перед тем местом, где находится искривление, врач скальпелем разрезает слизистую, отслаивает ее, выделяет деформированный участок, вырезает и выкидывает. Потом марлевым тампоном туго прижимает слизистую. Тампон стоит до пяти дней.

Но дело в том, что хрящ перегородки носа с обеих сторон покрыт надхрящницей, из которой он и растет, и уже на ней покоится слизистая. Нередко в том месте, где фрагмент надхрящницы удаляется вместе с кусочком хряща, под действием постоянного потока воздуха слизистая начинает «высыхать». В ней образуется сначала маленькая дырочка, которая со временем становится все больше и больше, хрящ оголяется и постепенно разрушается. В перегородке носа появляется дыра, и когда она становится величиной с копейку, требуется новая операция, чтобы ее «залатать».

Но теперь есть и другие методики, которые позволяют «выровнять» перегородку менее травматичным способом. Например, операция при помощи микроскопа или эндоскопа. Врач вводит в полость носа тоненькую оптоволоконную трубочку, в которую встроены световод и видеокамера, передающая изображение на экран монитора. Причем место искривления хряща он достигает, не повреждая слизистую, а делая разрез в кожном покрове у входа в ноздрю. Ткани раздвигаются, деформированный участок хряща удаляется, вынимается, его помещают в специальную «крушилку», где хрящ выпрямляется, и его вставляют обратно. Носовая перегородка с двух сторон сжимается силиконовыми пластинами и для фиксации прошивается. У входа в ноздрю пациенту делают маленький косметический шов. Через неделю силиконовые пластинки можно снять. Перегородка ровненькая, слизистая не нарушена и не воспалена, нос хорошо дышит!

Хеппи-энд

В больнице ребенок провел три недели. Когда его выписывали, врачи велели беречь нос, как хрустальную вазу. Три месяца – никаких игр с мячом, возни и падений. Даже спать, уткнувшись носом в подушку, было нельзя. Доктор предупредил, что оперировать нос повторно будет очень тяжело, и за хороший результат он не ручается. И мы выдержали такую жизнь: все лето без футбола, «вышибал» и «салочек», хотя в 12 лет, согласитесь, это тяжело.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы