Ученые из Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца считают, что можно. Или хотя бы значительно отдалить наступление близорукости. О новом методе предупреждения миопии рассказывает руководитель отдела патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Минздравсоцразвития, доктор медицинских наук, профессор Елена Тарутта.
Примета времени
Близорукость очень быстро молодеет. Когда-то малыши приобретали ее, самое раннее, в 5-6 лет, сейчас, бывает, и в три года. Потому что в 2,5 их уже учат читать, с года позволяют часами смотреть телевизор, и проводят дети большую часть времени в стенах дома, где глаза видят только близко расположенные предметы.
Казалось бы, раз близорукость почти неизбежна, может, махнуть на нее рукой? Ну, походит ребенок в детстве в очках, потом в линзах, вырастет – сделает себе операцию по коррекции зрения. Но статистика показывает: близорукость, возникшая в 7 лет, – не та, что появилась в 12. Чем позже она возникнет, тем медленнее будет развиваться, тем меньших достигнет величин, тем реже даст осложнения.
Кто в группе риска
Что повышает риск появления близорукости?
● Наследственность. У детей, чьи родители близоруки, вероятность снижения остроты зрения на 40-60% больше, чем у тех, чьи родители видят хорошо.
● Отсутствие возрастного запаса дальнозоркости. Младенцы рождаются дальнозоркими. Оптическая сила глаза у них в норме должна быть примерно +3 диоптрии. Постепенно дальнозоркость уменьшается, к 7 годам она чуть больше единицы, к 14, когда заканчивается рост глазного яблока, дальнозоркость равна 0,5 диоптрии или вовсе исчезает. Это в норме. Но если у малыша дальнозоркость маленькая, уже ясно, что он – кандидат на то, чтобы вскоре стать близоруким.
● Слабость цилиарной мышцы, которая изменяет форму хрусталика. В зависимости от того, куда мы смотрим: на близко расположенные предметы или вдаль, хрусталик – природная линза в эластичной капсуле – делается более плоским или более выпуклым, для того чтобы лучи, попадающие в глаз, фокусировались точно на сетчатке и изображение окружающего мира получалось четким. Растягивает хрусталик мышца, которая должна хорошо то напрягаться, то расслабляться. Если мышца не справляется со своей работой, хрусталик не в состоянии принять нужную форму, лучи фокусируются за сетчаткой, и ребенок видит плохо. Слабость цилиарной мышцы повышает риск развития близорукости в 10 раз!
Если у вас близорукость, если во время диспансеризации, которая проводится в год перед поступлением в детский сад или записью в школу, у вашего малыша обнаружили малый запас дальнозоркости, знайте, сохранением его зрения надо заниматься специально.
Плюс на минус
Метод, который придумали наши ученые, опирается на эксперименты их зарубежных коллег. Те, чтобы понять, как развивается близорукость, искусственно формировали ее у различных животных, от цыплят до обезьян. Например, надевали на цыплят очки с минусовыми стеклами и таким образом делали их глаза временно плохо видящими. Лучи в глазах цыплят теперь фокусировались за сетчаткой, предметы, расположенные вдали, цыплята видели нечетко, и тогда их глаза, чтобы приспособиться, начинали… интенсивно расти и отодвигать сетчатку. Через 2-3 недели очки с цыплят снимали, и оказывалось, что их глазные яблоки стали крупнее, а глаза – близорукими. А если на цыплят во время эксперимента надевали плюсовые очки, лучи фокусировались перед сетчаткой, глаз переставал расти и оставался дальнозорким.
Этот эффект решили использовать наши ученые. Они отобрали детей из группы риска, запас дальнозоркости у которых был не по возрасту маленький, и надели на них… плюсовые очки. Те, которые носят дальнозоркие люди. Надели для постоянного ношения. До этого никто из офтальмологов таких советов своим пациентам не давал. Могли рекомендовать детям с близорукостью в ранней стадии читать в плюсовых очках, чтобы разгрузить цилиарную мышцу, помочь ей расслабиться. Но тут плюсовые очки выполняют другую задачу: они не позволяют глазному яблоку расти и вместе с ростом отодвигать от хрусталика сетчатку.
Сначала дети в очках видели плохо, потом их глаза приспособились. И вот прошло семь лет – и ни у одного из них близорукость не развилась. Конечно, им пришлось до 13-14 лет походить в очках, зато они избежали близорукости, которую вылечить уже никак нельзя, и, самое главное, избежали ее возможных осложнений.
Домашними средствами
Этот метод лечения, высоко оцененный врачами других стран, пока не массовый, он применяется только в Институте им. Гельмгольца. Однако есть немало простых способов профилактики близорукости, которыми можно пользоваться дома. И начинать нужно как можно раньше, пока еще глаз у ребенка не вырос.
● Каждый день надо выполнять специальные упражнения, тренирующие цилиарную мышцу.
● Ребенку надо как можно больше гулять, чтобы глаза имели возможность смотреть вдаль.
● Для сохранения зрения очень полезна двигательная активность. Лучшие виды спорта – плавание, теннис, бадминтон, которые тренируют мышцы глаз и улучшают кровообращение в глазах. (Кровообращение в глазных яблоках улучшается, только если физические упражнения выполняются не менее получаса.) Полезен также лечебный массаж воротниковой зоны.
● Для глаз нужны витамины: А (печень, морковь), С (цитрусовые, черная смородина), D (рыбий жир), Е (орехи, семечки). Склеру – наружную оболочку глаза – укрепляет кальций (он есть в молочных продуктах). А недавно ученые выяснили, что при близорукости в склере наблюдается нехватка цинка, магния и железа. Значит, ребенку, склонному к близорукости, полезны комплексы витаминов с минералами. Для нормализации обменных процессов в тканях глаза нужны флавоноиды (черника, красный перец) и антиоксиданты (аскорбинка, орехи).
Не всегда удается этими методами профилактики не допустить развития близорукости, но отдалить ее появление на два – три – пять лет – значит уже получить очень хороший результат.
Практика
Тренируем глазную мышцу
► Упражнение «Метка на стекле». Из тетрадного листа вырезать клеточку, внутри нее черной ручкой написать букву «с» высотой в 2 мм и приклеить клетку к оконному стеклу на уровне глаз. Встать на расстоянии 30 см от метки и смотреть двумя глазами то на метку, то через окно вдаль на какой-либо предмет по линии взора. Разглядывать предметы подолгу не надо: увидел четко – перевел взгляд. Заниматься этой гимнастикой надо сначала две минуты, постепенно прибавляя ко времени занятий по 1 минуте, и довести его до 7 минут. И так каждый день.
► Упражнение «Ракетка + очки». Вырезать из картона ракетку размером с теннисную. Сделать в ней горизонтальную щель, в щель вставить линейку длиной 60 см. Получился прибор: в одной руке – линейка, в другой – ракетка, которая ходит взад-вперед по линейке. На высоте 2 см над щелью надо написать букву «с» диаметром 2 мм. Еще нужны плюсовые очки любой центровки стекол (она в данном случае не важна), хоть бабушкины, хоть купленные в аптеке. Главное, чтобы стекла были +3, если у ребенка еще нет близорукости, а если она уже начала развиваться, к диоптриям его очков надо прибавить +3. Например, если ребенку выписали для дали очки –1, для упражнений нужны очки +2.
Нанижите ракетку на линейку, завяжите один глаз ребенка пиратской повязкой, на другой наденьте плюсовые очки, установите ракетку в таком положении, чтобы ребенок открытым глазом хорошо видел букву «с». Теперь медленно приближайте ракетку к глазу до тех пор, пока ребенок четко видит букву. Как только буква расплылась, ракетку медленно отодвигайте до тех пор, пока буква не расплывется и вдали. Так приближайте и удаляйте метку по 5 минут для каждого глаза.
Упражнение надо выполнять каждый день, лучше вечером, когда работа, напрягающая глаза – приготовление уроков, чтение или рисование, – уже закончена.