Диплом под номером 1 получил 34-летний Евгений Ачкасов, доктор медицинских наук, доцент Московской медицинской академии имени Сеченова.
Многие были уверены: президентской премии будут удостоены врачи, занимающиеся «страшными» заболеваниями - онкологией или ВИЧ. Но премия в области медицины была вручена «за разработку инновационных методов диагностики и лечения заболеваний поджелудочной железы».
- Заболевания поджелудочной железы - настоящий бич и для хирургов, и для пациентов, - убеждён Евгений Ачкасов. - Наряду с аппендицитом это одно из самых частых заболеваний в экстренной хирургии. Болезнь обычно развивается внезапно, протекает стремительно и нередко заканчивается смертью. Из панкреатита редко «вылезают» без осложнений. Медикаментозное лечение панкреатита малоэффективно, а золотым стандартом лечения оставалось хирургическое вмешательство.
Евгений Ачкасов, посвятивший проблемам лечения поджелудочной железы 8 лет жизни, докторскую диссертацию и 140 научных работ, доказал, что в лечении острого панкреатита можно обойтись вообще без операции. За что и получил 4 патента на изобретение и президентскую премию - 2,5 миллиона рублей.
Всё гениальное - просто
Евгений Ачкасов, много лет проработавший дежурным хирургом, предложил лечить больных с острым панкреатитом с помощью… катетера, через который обычным холодным физраствором промывается кишечник. Так подавляется активность секреции поджелудочной железы, и она «выключается».
Кисты (полости, содержащие жидкость и возникающие после закупорки протока), которые раньше приходилось удалять вместе с частью поджелудочной железы, Евгений Ачкасов предложил лечить… ежедневными пункциями (проколы, через которые к органу доставляется лекарство). Оказалось, что этим способом можно поставить на ноги 2/3 больных. Помимо эффективности и малой травматичности важное достоинство методик Евгения Ачкасова - доступность. Для них не нужны ни дорогостоящие лекарства, ни специальное оборудование, воспроизвести их можно в любом хирургическом стационаре. Применение методик помогает снизить смертность в 2-3 раза по сравнению с традиционными операциями. Именно поэтому принцип консервативного лечения панкреатита был включён в резолюцию Конгресса хирургов-гепатологов.
На что была потрачена премия?
- Все деньги перешли в фонд Московской медицинской академии для поддержки молодых учёных, - рассказывает Евгений Ачкасов. - На них будет учреждён грант, которым будут поддержаны достойные и требующие серьёзных материальных затрат научные исследования сотрудников ММА. Хотелось, чтобы премия, полученная за научные исследования, послужила для развития науки.
Что же досталось лично победителю?
- успех окрыляет, - утверждает лауреат, - и не только победителя. Люди годами вынашивали идеи, но их реализацию они начали только после учреждения премии.
Если бы президентом был я…
За президентскую премию боролись более 300 претендентов. Какие достижения в области медицины поразили самого победителя?
- В медицине открываются большие перспективы в самых разных областях. С интересом слежу за тем, что происходит в трансплантологии, - за пересадками лица, печени, трахеи. Но уникальные операции - штучный товар. Для пациентов важнее, чтобы менее травматичными стали «поточные» операции. Важны для хирургов и успехи в фармакологии, которые меняют хирургическую тактику. Когда-то язвенную болезнь лечили скальпелем. После того как стал понятен механизм, «запускающий» это заболевание, появились противоязвенные препараты. Я бы с радостью поделился своей премией с учёным, который придумал бы таблетку от панкреатита.