1. Смотри, твой брат (сестра, друг) с удовольствием ест это. А ты почему отказываешься?
Ребенок понимает это так: «Твой брат лучше тебя, ну-ка, не отставай и тоже будь хорошим!»
Лучше объясните малышу, что вы прекрасно понимаете: должно пройти время, прежде чем он полюбит новое блюдо. Но он может приступить к «исследованию» прямо сейчас. Таким образом вы внушите ему, что он, возможно, оценит новое блюдо по достоинству!
2. Я не дам тебе мороженого!
«Мне больше никогда не дадут мороженого?» – огорчается малыш.
Лучше поясняйте, что всему свое время и что мороженое – это десерт, который обычно подают после основного обеда. Дети воспринимают «нет», когда они точно понимают, почему именно не могут получить желаемое прямо сейчас, и когда понимают, в какой конкретно момент их мечта осуществится.
3. Ты слишком мало ешь, возьми еще пару котлет и только потом выходи из-за стола.
К сожалению, многие родители думают, что они лучше знают, сколько надо съесть ребенку, чтобы насытиться. Если мы говорим о младшем школьном возрасте, то, к примеру, первоклашки уже прекрасно осознают и голод, и чувство насыщения. А лишняя котлета может обернуться и проблемами с желудочно-кишечным трактом, и диабетом, и испорченными отношениями.
Лучше просто напомнить ребенку, в какое время его ждет очередная трапеза. И уточнить, точно ли он наелся.
4. Все съел? Молодец!
Ребенок понимает это так: «Родители любят меня и гордятся мной, когда я съедаю все до последней крошки. Доем все во что бы то ни стало!»
Желание угодить маме, получить любовь и одобрение тоже может обернуться перееданием.
Лучше не хвалить кроху за съеденный обед и не поощрять к потреблению большего количества пищи.
5. Съешь, это очень полезно.
«Это очень невкусно», – понимает смышленый ребенок.
Лучше расскажите ему, что это за продукт (говорите всякие «приятности»). Что по вкусу он похож на … (то, что любит малыш). Исследования показывают, что дети более склонны принять новый продукт, когда что-то узнают о нем.
6. Если будешь хорошо себя вести – получишь печенье. Если уберешь в комнате – я приготовлю тебе что-нибудь вкусненькое.
Таким образом, у детей закрепляется четкий механизм: «Я что-то сделаю, а потом получу еду как удовольствие и вознаграждение». У людей с таким поведенческим стереотипом могут развиться различные пищевые нарушения (отказ от еды – как способ наказать себя, переедание – как самопоощрение). Не делайте еду призом.
Для ребенка потребление пищи должно быть естественной составляющей каждого дня.
7. Мы не едим мясо (любой другой продукт), потому что это плохо для тебя/нас.
Вывод ребенка: «Если мне нравится то, что плохо/вредно, значит, я плохой».
Если делить все продукты на хорошие и плохие, вредные и полезные, пищевой ассортимент у ребенка может сузиться до невероятных размеров. Такие люди впоследствии страдают от пищевой зависимости и диет.