Примерное время чтения: 4 минуты
3364

Любовью испортить нельзя. Воспитание чувств у детей

АиФ Здоровье № 25. Как избежать отравлений в жару? 20/06/2017

Наш эксперт – клинический психолог Марина Богомолова

Залог успешного общения

Неразвитая эмоциональная сфера – большая редкость. Как правило, такое встречается только при психических нарушениях. А вот пробелы в этой сфере могут быть и у здоровых людей: у тех, кто необщителен, погружён в себя. Такие люди кажутся окружающим душевно чёрствыми, хотя это может быть не так.

Несмотря на то что порой при недоразвитии эмоций возникают какие-то дополнительные интеллектуальные способности (например, прекрасная память или умение быстро считать), всё-таки без полноценного общения человек существовать не может. Кроме того, умение заводить связи и общаться – ценные качества в нашей сегодняшней жизни.

«Ути-пути» – это важно!

Волевая сфера начинает формироваться у ребёнка примерно с 3 лет, достигает пика в раннем школьном (6–7 лет) и подростковом возрасте (12–14 лет). Эмоции – другое дело. Они развиваются первыми – с рождения или даже ещё раньше. Например, есть исследования, подтверждающие, что уже с 3 месяцев внутриутробного развития плод чувст­вует душевное состояние матери. Переживает и нервничает, когда той плохо, радуется, когда ей весело. Дальше – больше. Например, показатель правильного развития – так называемый комплекс оживления, который формируется у малыша к 2‑месячному возрасту (ребёнок улыбается, сучит ножками и ручками, когда в поле его зрения попадает кто-то из взрослых). Поэтому нужно сразу после рождения уделять много внимания эмоциональному развитию крохи. Важно, чтобы именно в первый год жизни рядом с ребёнком был близкий взрослый (лучше, конечно, мама). Ей следует не только как можно больше общаться с малышом, но и делать это очень эмоцио­нально, ярко и на доступном для младенца уровне. Да-да, с грудными деть­ми нужно гулить и сюсюкать. Чувства – это основное, что в первый год жизни надо развивать.

Кстати
К недоразвитию эмоциональной сферы могут привести: неврологические и психические проблемы у ребёнка (задержка эмоционального развития, аутизм); эмоциональная холодность, безразличие матери (например, в связи с послеродовой депрессией); конфликтная ситуация в семье; разлука с мамой в раннем возрасте.

Как наше слово отзовётся

После полутора лет уже важно проговаривать то, что чувствует малыш, – объясняя ему его эмоции (и то, что чувст­вуют другие люди). Тогда ребёнок научится понимать, что с ним происходит. Впоследствии это понимание поможет ему более эффективно справляться со своими эмоциями. А понимание чужих эмоций предохранит от трудностей общения. Такому ребёнку будет легче заводить друзей и в детском саду, и дальше по жизни. У него будет меньше проблем в подростковом возрасте, уходящих корнями в раннее детство. Тинейджер с развитым эмоциональным интеллектом не будет страдать из-за того, что мир к нему враждебен и его никто не понимает. Ведь именно в подростковом возрасте снова ведущую значимость приобретает эмоционально-личностное общение, но уже не с родителями (как в младенчестве), а со сверстниками.

Детям с 2–3 лет очень важно читать сказки и стихи, в которых рассказывается о разных переживаниях героев и есть яркие и внятные иллюстрации этих эмоций. Нужно показывать мультфильмы, а затем и кино, спектакли, которые бы учили, как герои преодолевают трудности. Не надо бояться грустных историй, главное, подбирать произведения, соответствующие возрасту ребёнка. Полное избегание негативных эмоций ведёт к тому, что, когда ребёнок столкнётся с такими переживаниями в жизни, он растеряется и не будет знать, как себя вести. Это может грозить нев­ротическими и психосоматическими реакциями (страхи, тревога, тики, даже повышение температуры).

Любовью испортить нельзя

Многие родители опасаются, что если они будут открыто проявлять свои чувства по отношению к ребёнку, то избалуют его. Избаловать вниманием, теплом, заботой невозможно. Родители балуют детей, когда идут у них на поводу: разрешая то, чего не следует, задаривая без меры. Воспитывать детей нужно обязательно, но ни в коем случае нельзя наказывать их нелюбовью или невниманием. Важно также как можно чаще обнимать, гладить ребёнка. Родительская любовь способна компенсировать даже некоторые неврологические и физиологические проблемы. Ведь эмоции тесно связаны с иммунной, эндокринной системами и здоровьем в целом.

Важно
О проблемах с эмоциональной сферой говорит то, что ребёнок 2–3 лет: не интересуется другими деть­ми; избегает общения (сильно тревожится и всего боится); постоянно конфликтует со сверст­никами и родителями на пустом месте (всё воспринимает как агрессию, закатывает истерики).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы