Бенджамин Спок был первым педиатром, который использовал психоанализ, чтобы понять нужды детей и описать правильный подход к их воспитанию. В 1946 году он издал культовую книгу «Ребёнок и уход за ним», которая до сих пор является одним из крупнейших бестселлеров в истории США.
Личная история
Будущий врач родился 2 мая 1903 года в семье юриста. Отец был не особо общителен, а мать растила детей в строгости — за любую провинность она могла отправить в угол и никогда не жалела. После школы Спок поступил в Йельский университет на факультет английской филологии и литературы. Но позже он перешёл на медицинский факультет Йеля, а потом перевёлся в Колумбийский университет, откуда в 1929 году вышел дипломированным педиатром.
В 1928 году Спок женился на Джейн Чейни, после чего семейная жизнь его протекала спокойно в окружении двух сыновей и супруги.
Бенджамин работал детским врачом в поликлинике, после чего открыл частную педиатрическую практику, которой занимался 11 лет.
В результате работы Спок пришёл к выводу, что большинство родительских жалоб на здоровье ребёнка связано не с медицинскими проблемами, а скорее, с психологическими: сосанием пальца, беспокойным сном, истериками, отказом от еды, трудностями с приучением к горшку. Интерес к этим проблемам подтолкнул доктора к изучению детской психологии, под влиянием идей 3игмунда Фрейда он прошёл курс дидактического анализа.
Идеи врача базировались на том, что решение детских проблем следует начинать с родительских трудностей.
«Ребёнок и уход за ним»
В своей книге Спок утверждал, что самое главное для ребёнка — это не строгий режим, тщательный «почасовой» уход и воспитание по канонам, а родительская любовь. Педиатр считал, что если уберегать ребёнка от разочарований, создавать вокруг него положительный микроклимат, то он вырастет свободным, спокойным и уверенным.
Книга «Ребёнок и уход за ним» буквально сокрушила традиционную систему воспитания, доктора Спока пригласили работать сначала как консультанта по детской психиатрии, потом в Миннесотском университете он стал адъюнкт-профессором, около 4 лет он был руководителем отделением детской психиатрии в Питтсбургском университете.
Смена взглядов
Довольно скоро Спок обнаружил, что из-за его книги родители впали в крайность, поняли его постулаты слишком буквально, в результате детям предоставляли полную свободу.
До 40 миллионов детей, рождённых в 1950–1960-е годы, воспитывались «по Споку». Позже врача обвиняли в том, что именно он повинен в создании поколения длинноволосых хиппи, выросших в атмосфере вседозволенности.
Во втором, переработанном издании своей книги (1957 год) Спок сделал упор на родительский авторитет в воспитании, а в третьем акцентировал внимание на дисциплине и разумных рамках поведения, которые для ребёнка должны установить родители.
Разоблачение
До сих пор удивителен тот факт, что выросший, по собственным словам, в страхе перед родителями, а потом — и вообще перед всеми, Бенджамин Спок в своих книгах предложил миллионам родителей способ воспитания детей, прямо противоположный тому, придерживаясь которого, воспитывали его самого. Его часто упрекали в резкой смене взглядов, хотя сам он утверждал, что никогда не отказывался от принципов гуманизма и любви к детям.
Поздние события привели чуть ли не к разоблачению «системы доктора Спока». Развод с женой, новый брак, признания сыновей, да и самого педиатра сыграли не лучшую роль в карьере доктора. Однажды он вспомнил, что «никогда не целовал их [сыновей], когда они были маленькими».
В СССР книга Спока была впервые опубликована в 1956 году и тоже произвела настоящую революцию, ведь советская медицина и педиатрия стояли на трёх китах: дисциплина, стерильность, режим.
Спок скончался 15 марта 1998 года в возрасте 94 лет. В истории он остался как известный всему миру врач-педиатр, общественный деятель, пацифист и активный участник антивоенного движения в США, автор 13 книг, олимпийский чемпион по академической гребле, а также человек, который баллотировался на пост президента США в 1972 году.
Комментарий эксперта
Анна Хныкина, психолог, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Идеи доктора Спока, безусловно, актуальны и по сей день. Основная идея, которую он открыл для нашего общества: мать должна уметь чувствовать и слышать своего ребёнка, так как у них есть связь. Более того, мать может думать и принимать решения самостоятельно. Важной и новой идеей в момент выхода первой его книги в СССР было, что пол родителя не так уж и важен. Это доктор Спок принёс нам идею о том, что для ребёнка одинаково важны и мать, и отец, и в это же время речь идёт именно о любви, а не о строгости и соблюдении правил.
При этом нет смысла взвешивать своё чадо каждый день, а термометр для купания можно выбросить — достаточно пробовать температуру воды локтем.
Основные спорные моменты в том, что ребёнок — это просто человек, ему не нужно ничего особенного, кроме того же самого, что нужно и нам, взрослым, каждый день нашей жизни. Может быть, ему нужно лишь чуть больше внимания. И вообще, воспитание — это не рутина, а больше любовь и удовольствие. Но проблема в том, что многими эти принципы воспитания трактуются как мысль «правила не нужны». Это совсем не так, и эта путаница — самый главный «минус» книг Бенджамина Спока.
Второй момент — это грудное вскармливание. Эта тема стала «красной тряпкой» доктора Спока. Снимая тревогу у матерей с проблемами в этой области, он вызвал у некоторых читателей ощущение, что «грудью можно вообще не кормить».
В то же самое время он перегибает с бихевиорально-когнитивным подходом в грудном возрасте. «Если вашему ребёнку уже месяц, и он просит ночного молока, я бы не спешил к нему подходить», — в этой фразе самое главное заблуждение доктора. Он считает, что, удовлетворяя элементарные потребности ребёнка, его можно избаловать. Это отчасти связано с тем, что в 40-е годы в Америке считалось, что от кормления «не по часам» могут развиться заболевания желудка. Сегодня говорят, что это заблуждение.
В то же время читающие родители находят «минусом» системы воспитания Спока вседозволенность и бессистемность. Дело всё в том, что исключительная строгость и жёсткая дисциплина в жизни ребёнка — это проявления насилия к нему. Вот вам простой пример: все околомедицинские процедуры (осмотры, клизмы, измерения, уколы) воспринимаются психикой ребёнка как насилие. Но мы же не можем полностью оградить ребёнка от врачей и всего, что с ними связано. Как-то смягчаем всё это и продолжаем делать. Важно уметь сочетать мягкость и дисциплину, воспитывать у ребёнка чувство внутренних и внешних личностных границ и достоинство. Как найти баланс между любовью и строгостью? Об этом говорит множество теорий воспитания, существующих сегодня.
Но самое важное, в чём доктор Спок когда-то был пионером для нас: воспитание ребёнка — это, прежде всего, внимание к нему и тесный контакт с ним. Всё остальное — после. Никакие строгие меры, никакая золотая дисциплина не принесут ничего хорошего, если ребёнку не с кем поговорить о своих фантазиях.