Осенью дети идут не только в школу, но и в различные секции и кружки. Чем занять детей после школы, чтобы это пошло на пользу, а не во вред?
Наш эксперт – детский психолог, Монтессори-педагог, руководитель психологической службы московской школы № 686 «Класс-Центр» Любовь Лободанова.
Ваш ребёнок, как героиня знаменитых стихов Агнии Барто, хочет ходить на все кружки разом? Или, наоборот, кроме смартфона, ничем не интересуется? Или не прочь чем-то заняться, но не знает чем? А может, просто боится или стесняется? Какую помощь в этих случаях могут оказать родители?
Чьё желание важнее?
Кружки и секции – это не просто способ отвлечь ребёнка от улицы и смартфона, но и важный инструмент для решения многих задач. Поэтому прежде всего родители должны подумать, каких целей он бы хотел достичь с помощью этого инструмента. Но тут как раз и возникает ловушка. Родители могут ждать от ребёнка одного, а он сам может хотеть другого. Если ваша цель – вырастить самостоятельного человека, который умеет делать собственный выбор и отстаивать свои интересы, то с самого раннего возраста следует прислушиваться к его мнению.
Конечно, взрослые могут порекомендовать, посоветовать, от чего-то предостеречь. Но оставьте выбор за ребёнком. Пусть он сделает свои собственные открытия и ошибки, это наиболее безопасная территория для них.
Обсуждая с ребёнком варианты, постарайтесь услышать его, понять, к чему он стремится. Ведь только будучи по-настоящему услышанным, ребёнок в свою очередь выслушает вас. А вам это даст информацию, чтобы подобрать аргументы. Ваша дочь обожает TikTok и хочет внимания сверстников? Отлично! Танцы помогут разнообразить контент и получить «лайки». Такие доводы работают эффективнее, чем слова о том, что хореография улучшает осанку.
Выявляем способности
В этом поможет создание среды, в которой ребёнок чувствует себя безопасно и физически, и эмоционально. Для этого ему необходим доверительный контакт со значимыми взрослыми и сверстниками. Если безопасной среды у ребёнка нет, то все усилия его психики будут направлены на то, чтобы её обрести. Тут уж не до творческой реализации. Но когда такая среда есть, то все эти процессы пойдут сами собой.
Нащупать сильные стороны своего ребёнка можно только эмпирическим путём, пробуя разные виды активности. Очень важно при этом давать обратную связь: говорить, что получается хорошо, а что не очень. Причём важно не просто бросать ребёнку ничего не значащие похвалы типа «молодец», а замечать его реальные достижения. Можно сказать так: «Здорово, что ты умеешь прикладывать усилия и не сдаёшься, даже когда с первого раза что-то не получилось». Или так: «Можешь собой гордиться, ведь ты смог выполнить этот сложный элемент на гимнастике, который раньше не давался». Когда ребёнок поверит в свои силы, он не будет бояться пробовать себя в разных сферах и постепенно найдёт занятие по душе.
«Драмкружок, кружок по фото»
Сколько именно кружков и секций выбрать, зависит не только от возраста ребёнка, количества и сложности школьных уроков, но прежде всего от самого ребёнка. Есть дети с высоким темпом работы, они легко переключаются с одной деятельности на другую, и им не нужно много времени на адаптацию. А есть дети с другим типом нервной системы, у них процессы возбуждения идут быстро, а процессы торможения – медленно, им требуется больше отдыха. Также есть ребята, которым вхождение в новую деятельность даётся с трудом. Поэтому единого совета нет. Понаблюдайте за своим ребёнком, если затрудняетесь сделать выводы самостоятельно, посоветуйтесь с детским психологом.
Что лучше: регулярно менять кружки или годами посещать один и тот же? Тут всё зависит от поставленной цели и темперамента. Если ваш ребёнок много лет посещает один и тот же кружок, но делает это с охотой и вы видите, как благодаря занятиям он расцвёл – обрёл новых друзей, многому научился и продолжает расти в любимом деле, то стоит ли что-то менять?
Если же ребёнок любознателен и ему интересно попробовать как можно больше разных активностей, то и это неплохо. Постарайтесь договориться, сколько именно будет длиться каждый его познавательный курс. Но это не должно быть всего несколько занятий, так нельзя добиться результата. Если же ребёнку категорически не нравится кружок или секция, которую вы выбрали, водить его туда насильно не стоит.
Начните с себя
Часто родители жалуются: ребёнок ничего не хочет, ничем не интересуется. Задумайтесь, почему так происходит. Главный мотиватор развития ребёнка – пример родителей. За способность копировать поведение взрослых у детей отвечают зеркальные нейроны. И если ребёнок пассивен, возможно, ему просто нечего «зеркалить». Если вы после работы лежите на диване с гаджетом, то почему бы точно так не поступать и вашим детям?
Универсальный совет: сначала сами займитесь чем-то интересным. И если вы по вечерам будете торопиться на танго, или на хор, или даже дома начнёте заниматься онлайн йогой или английским, то ребёнок, наблюдая за этим, не выдержит и последует вашему примеру. Необязательно он будет делать то же самое, но он найдёт для себя что-то интересное. Прочитали интересную книжку, посмотрели интересный фильм – поделитесь с детьми впечатлениями, нарисовали на мастер-классе картину – похвалитесь. Расскажите детям о том, что вы по-настоящему любите, это поможет им влюбиться в жизнь.
Как составить грамотное расписание
- Наращивайте интенсивность дополнительных занятий постепенно, не добавляйте сразу много разных активностей.
- Оставляйте гигиенические паузы, минимум 1 час после школьных занятий и между кружками, чтобы ребёнок не был физически и психически перегружен.
- Каждый день должно быть свободное время для игр, общения со сверстниками – это не менее важно для развития, чем посещение кружков. Игровая деятельность – ведущая для детей младшего школьного возраста, именно она помогает психике развиваться наилучшим способом.
- Внимательно наблюдайте за ребёнком вечером. Если в конце дня он перевозбуждён, капризничает, подвержен частой смене настроения или появились какие-то невротические проявления, например тик, расписание нужно срочно пересмотреть.
Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом