Современное поколение школьников испытывает колоссальные перегрузки — уроки, кружки, спортивные секции, выполнение домашних заданий, дополнительные занятия — всё это сказывается на здоровье. Упадок сил, депрессии, усталость — не самые лучшие спутники обучения. Поэтому педагоги одного из московских образовательных холдингов решили пойти на эксперимент и предложили своим ученикам специальные умные браслеты, которые должны отслеживать их активность. Что из этого получилось — в материале АиФ.ru.
Здоровая идея
Программа «Азбука здоровья», как говорят её организаторы, родилась не случайно. Ведь не секрет, что с самого детства человек учится решать уравнения, считать в столбик, красиво и грамотно писать, изучает окружающий мир. Но при этом совершенно не умеет уделять время своему здоровью. У детей не формируются здоровые привычки, не хватает знаний, они не представляют на практике, как сильно их образ жизни влияет не только на самочувствие, но и на их успешность в целом. Ведь, например, если ребёнок не высыпается, у него страдает концентрация, начинаются проблемы с вниманием, запоминанием и т. д. От этого страдает и успеваемость. Затем он начинает нагонять то, что не понял, и… ещё больше отстаёт и запутывается.
В рамках эксперимента дети носили специальные браслеты, позволяющие получить подробные сведения об организме, научиться анализировать данные и делать выводы — что и где надо подкорректировать. За счёт этого они учатся управлять своей жизнью и могут предупредить серьёзные нарушения своего самочувствия, что в будущем скажется только положительно.
«В современной школе, когда в быстром ритме жизни мы порой не успеваем задуматься, чем питаются наши школьники, соблюдают ли режим питания, достаточно ли двигаются и спят, благодаря созданию столь уникального устройства, появилась возможность школьным врачам контролировать здоровье школьников. Впервые мы можем узнать и проконтролировать суточные нормы и внести необходимые изменения. Детям особенно важно знать свои суточные нормы. Поскольку в условиях высокой учебной и физической нагрузки необходимо уметь оценивать свои возможности и при этом не навредить здоровью», — сказала руководитель медицинской службы учебного заведения Вера Раш.
С браслетом на уроки
Для эксперимента ученикам была предложена уникальная российская разработка, аналогов которой нет нигде больше — лёгкие «умные браслеты» — их вес около 23 граммов.
«Ребята в течение пяти месяцев носили умный браслет ONETRAK, который позволил нам (педагогам) и нашим ученикам изучить и исследовать свой организм, своё здоровье. Мы и ученики отслеживали свою физическую активность, режим сна и бодрствования, количество потреблённых и сожжённых калорий. В течение дня ученики заносили свой суточный рацион питания, следили за калорийностью блюд, научились различать продукты питания по нутриентам (белки, жиры, углеводы). Он также считал количество шагов, пройденных за день, количество часов ночного отдыха, отслеживал фазы сна, подсчитывал энергозатраты», — подводя итоги эксперименту, отметила инструктор по фитнесу Галина Горюнова.
Дополнительным бонусом, который отметили и педагоги, и ученики, стал тот факт, что браслет «фиксирует» и питьевой режим. Ведь именно про него так часто забывают, и именно его серьёзно недооценивают.
Первые результаты
Проект по сохранению здоровья учащихся школы понравился не только педагогам, но и ребятам. Так, они обнаружили, что серьёзно недосыпают ночами, и теперь смогут поработать над коррекцией этого пункта.
«Этот проект был для меня очень полезен, так как я стараюсь вести здоровый образ жизни, и благодаря браслету я смогла отслеживать показатели своей физической активности. Особенно интересна для меня была статистика сна и пройденного расстояния», — подытожила ученица 9 класса Полина Чибисова.
Каждый школьник мог задать для себя идеальные параметры пройденного расстояния, количество часов сна и потреблённых за день калорий. Кроме того, дети могли отслеживать, какие продукты из их рациона богаты белком, а какие насыщены углеводами, необходимыми для восполнения потраченной энергии.
Проект оказал немалую поддержку и образовательному процессу в целом. Так, например, педагоги смогли наглядно объяснить школьникам некоторые анатомические особенности работы тела человека. И главное, что таким образом знания усваиваются в разы легче.
«Аббревиатура ЗОЖ, которая стала так популярна в кругах наших продвинутых современников, не один десяток лет обозначает одно из главных воспитательных направлений работы школы. Двигательная активность, правильное питание, полезные для здоровья привычки, позитивный психоэмоциональный жизненный настрой — все эти ценности, которые прививаются ученикам и на уроках, и во внеурочной деятельности. Каждый ученик приобрёл большую пользу для своего здоровья, учился контролировать свой образ жизни и даже, я уверена, приобрёл правильные привычки следить за режимом питания, следить за тем, что ты ешь, сколько спишь. Понимание важности всего этого, как правило, приходит у людей с годами», — сказала директор Наталья Локалова.
Решение повторить эксперимент и на следующий год поддержали все. Это шаг вперёд не только к будущей успешной, но ещё и здоровой жизни.