Об этом рассказывает Владислав Кучма, профессор, член-корреспондент РАМН, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Родители, следите!
«АиФ»: - Владислав Ремирович, как относитесь к тому, что в школах вводят всё новые предметы?
В.К.: - Если мы вводим новый предмет, значит, нужно отказываться от чего-то уже имеющегося. С каждым предметом нагрузки увеличиваются вдвое - ведь есть ещё домашнее задание.
И никто не удосуживается посмотреть, сколько времени можно уделять урокам согласно санитарным правилам. А там написано, что на всё домашнее задание младшим школьникам нужно тратить всего полтора часа. В условиях, когда нарастают патологии зрения, нарушения осанки, нервно-психические отклонения, надо помогать школьникам. А родители почти никогда не интересуются, за какой партой сидит ребёнок, что он ест на завтрак, какое освещение в его классе, в какой туалет он ходит. Ведь школьные туалеты часто в ужасном состоянии: там курят старшеклассники, грязно. А потом удивляются, откуда у ребёнка запоры, колиты. А что дети пьют? Воду из-под крана в туалете. Почему на переменках не открывают окна, чтобы дети не сидели потом в душных классах? Родители должны задать все эти вопросы и вместе со школой обеспечить своим детям нормальное пребывание в учебном заведении. У нас в торговых центрах, ресторанах, аэропортах уже давно соблюдают все нормы. Неужели мы не можем добиться того же от школ?
«АиФ»: - За последние годы было несколько случаев, когда подростки умерли на уроках физкультуры. Это результат резкого ухудшения здоровья детей?
В.К.: - Последние исследования показывают, что дети стали расти быстрее, имеют большую массу тела, раньше созревают. Но функциональные возможности у них гораздо ниже, чем у предыдущих поколений. У таких трагедий есть свои причины: иногда дети недообследованы, иногда они знают о своих недугах, но стесняются сказать. Конечно, в школе должен быть медицинский работник. Чтобы ребята получали реальный, а не формальный допуск к соревнованиям, к туристическим походам, кроссам и т. п.
Какая смена лучше
«АиФ»: - Постоянно возникают скандалы со школьным питанием. Когда детей начнут кормить нормально?
В.К.: - Опросы показывают, что у нас 40% детей приходят на уроки не позавтракав. Что получается? Ребёнок целый день голодный. Это неприемлемо! Мы пока не смогли убедить родителей, что в школе дети должны питаться. Если не нравится школьная еда, нужно организовать место, где ребёнок сможет съесть принесённый с собой бутерброд, йогурт. Сделать так, чтобы он не стеснялся, чтобы его пускали в столовую со своим обедом.
«АиФ»: - Внедряют ридеры, электронные доски. Новинки нужны?
В.К.: - От современных технических устройств никуда не деться. Но если учебник по географии разработан для компьютера, а ребёнок смотрит его на экране телефона, который в 10 раз меньше, - это опасно. Планшетник и ридер (электронная книга) иногда допустимы. А вот ноутбуки - устройства не для школьников! Они не обеспечат безопасного для здоровья положения тела.
«АиФ»: - Какая смена для ребёнка лучше - первая или вторая?
В.К.: - Лучше то, что заложено природой. Вторая смена появилась не от хорошей жизни. Есть периоды, когда у ребёнка высокая работоспособность, - это первая половина дня, с 8 до 12 часов. Второй пик - с 16 до 18 часов, но он короче. В идеале все дети должны учиться в первую смену. Потом пообедать, погулять и к 16 часам садиться за уроки.
Школа во вред. Излишняя учёба подрывает здоровье детей
Груз знаний. Как правильно выбрать рюкзак для школьника
Здравствуй, школа! Как спланировать жизнь ребёнка
Как выбрать школьный ранец для ребенка? Советы врача-ортопеда
Симптомы хронического переутомления у школьника. Как снизить нагрузку?