Рассказывает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идёт коренная перестройка жизни ребёнка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное — другой вид деятельности. Как бы ни занимался ребёнок до школы, всё равно это не систематические 4-5 уроков, когда требуется ежедневная интенсивная эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка (долгое сидение в неподвижной позе гораздо труднее, чем любое движение). Организму настолько сложно приспособиться к многочисленным одновременно происходящим изменениям, что физиологи называют это время «физиологической бурей».
Родителям не стоит торопиться отдавать шестилетнего ребёнка в школу, прежде надо оценить, по силам ли ему будут предстоящие нагрузки.
Трудно не только первоклассникам. У детей, переходящих в среднюю школу, тоже принципиально меняется режим учёбы. Раньше все 4 урока вёл один учитель. Они привыкли к темпу его речи, требованиям. Тут вдруг в первый же день — 5 учителей, 5 разных людей с разными темпераментами, характерами. Я вас уверяю, даже у взрослого человека в таких условиях будет стресс. К тому же возраст 10-12 лет — начало периода полового созревания. Серьёзные эндокринные перестройки, происходящие в это время, могут снизить внимание, работоспособность, хуже может стать память, а условия работы у ребёнка более интенсивные. Поэтому к концу первого полугодия в пятом классе (как и в первом) у детей часто возникают неврозоподобные расстройства. Ребёнок начинает плохо спать, может стать агрессивным, раздражительным или, наоборот, вялым, заторможенным. У некоторых появляются заикание, страхи, пропадает аппетит. Нужно быть очень внимательным к изменению состояния ребёнка.
Не менее сложно и ученикам старших классов — они находятся в постоянном цейтноте из-за необходимости готовиться к поступлению в институты.
Режим — это просто!
Как помочь детям? Советы простые, но не соблюдаются, потому что кажутся необязательными. Первое — режим. Родители даже кривятся, когда им говоришь о его необходимости. На самом деле рациональный режим действительно помогает преодолеть ребёнку острый период адаптации и нормально чувствовать себя в процессе занятий, потому что и дальше не легче (очень сложные периоды — конец декабря и февраль, когда нагрузка растёт, а силы тают).
Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Младшие школьники должны спать 10-11 часов, в средней школе — 9-10 часов, старшеклассники — не меньше 8. Ещё реже выдерживается время прогулок. В среднем гуляют 29 минут, а надо 2,5-3 часа. Многие родители говорят: «Три недели в школу походил и заболел», а потому и заболевают, что было чрезмерное напряжение и не было разрядки.
Третье — это режим питания. Наши наблюдения в течение последних 15 лет показывают, что дети не завтракают или завтракают всухомятку, в школе едят плохо (даже если в школе есть горячий завтрак), почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда обильный ужин. У ребёнка должно быть как минимум 4-разовое питание, горячий завтрак, он не должен наедаться перед сном. Ему надо больше фруктов и овощей. А у нас, даже если капуста и морковка растут под окном в огороде, салат из них не делают, в лучшем случае засолят на зиму.
Считайте часы
Ещё надо обратить внимание на количество дополнительных занятий. В первом классе начинать параллельно заниматься ещё и в музыкальной школе, и в спортивной секции не стоит, надо подождать до 2-го класса. Больше двух дополнительных занятий (например, музыка и иностранный или плавание и рисование) уместить в режим дня одного ребёнка невозможно. Родителям, которые хотят больше, я советую взять листок бумаги и посчитать: 10 часов сна, 2,5 часа прогулки, 5 часов школы, 1,5 часа на еду и гигиенические процедуры, хотя бы полчаса на «поиграть» (младших школьников нельзя этого лишать), 2 часа — уроки. На занятия, дорогу до них и всю остальную жизнь остаётся 3,5 часа! И мы ещё не брали в расчёт ни телевизор, ни книгу, ни компьютер, ни общение с родными.
Досье
Марьяна Безруких — доктор биологических наук, профессор, академик РАО, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития детей. Лауреат премии Президента в области образования. Автор более 350 научных работ и 50 книг, в том числе «Трудности обучения в начальной школе», «Обучение письму» и др.
Как школа меняет детей
1-й класс
Мальчики — рост 122-134 , вес — от 25 до 35 кг.
Девочки — рост 125-134, вес 22-35 кг.
11-й класс
Юноши — рост 170-190, вес 65-90 кг.
Девушки — рост 165-180, вес — 50-75 кг.
За годы обучения:
Заболеваемость органов зрения возрастает в 4-5 раз (страдает не менее 50% школьников).
Опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в 4-5 раз (страдает более 40%, нарушением осанки — 80%).
Органов пищеварения — в 3 раза (страдает не менее 50%).
Нервно-психические расстройства — в 2 раза (страдает 15% школьников).
Заболевания эндокринной системы — в 5 раз.
Заболевания туберкулёзом — в 2 раза (5,5% детей в выпускных классах болеют туберкулёзом).
80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на репродуктивную сферу.
Читайте также:
Ползарплаты на тетрадки. Сколько стоит собрать ребёнка в школу
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко о ЕГЭ, дополнительных уроках и закрытых школах
Обслужат по 1-му классу? В этом году впервые пойдут в школу 82 тысячи маленьких москвичей