12 сентября 2023 года на площадке Восточного экономического форума в рамках серии паблик-токов PRO-Тренды на стенде ИД «АиФ» состоялся паблик-ток, посвященный финансовым трендам и экономическому поведению наших соотечественников.
Экономика России выстояла перед давлением санкций и успешно переориентируется на Восток и новых партнеров из дружественных стран. На международной арене всерьез заговорили о введении единой валюты БРИКС, а российские эксперты взвешивают риски и оценивают преимущества юанизации экономики страны. В ЦБ также обратили внимание на быстрый по историческим меркам рост реальных зарплат и, как следствие, — увеличение доходов населения, что привело к рекордному уровню потребительского оптимизма и снижению нормы сбережений домохозяйств. При этом высокий спрос на труд в условиях рекордно низкой безработицы поддерживает высокие темпы роста зарплат. Как простимулировать покупательный интерес соотечественников и может ли потребительский спрос стать двигателем экономики, обсудили авторитетные эксперты.
В дискуссии принимали участие:
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ,
Константин Майор, основатель и владелец «MaerGroup»,
Елена Мулланурова, бренд-директор ИД «АиФ».
Открывая беседу, Кирилл Родин привел опрос ВЦИОМ, в соответствии с которым сегодня россияне склонны более пессимистично оценивать текущую ситуацию, ощущать ее на себе и делать более пессимистичные прогнозы, однако, по словам эксперта, это не создает паники в финансовом поведении. Так, по сравнению с январем к августу оценка уровня инфляции у соотечественников возросла с 32% до 45%. Относительно прогноза по развитию уровня инфляции 37% россиян ожидают существенный рост цен, 48% считают, что цены вырастут, но незначительно. Говоря о сберегательных счетах, почти 70% россиян говорят, что хранят свои сбережения в рублях: перед лицом новых санкций, обострения политических отношений россияне доверяют рублю.
Елена Мулланурова предположила, что, возможно, такое финансовое поведение россиян, напротив, говорит об оптимизме россиян: они стали больше доверять валюте, понимают, куда ее тратить, понимают, что предпосылок для того, чтобы они активно тратили доллары и евро, и уж тем более юани, не так много.
«Я бы назвал это перспективным оптимизмом. Россияне стали более адекватно оценивать уровень своей финансовой грамотности, перестали участвовать в финансовых авантюрах, большинство россиян хранят деньги в рублях, и это можно назвать сдержанным или перспективным оптимизмом», — ответил Кирилл Родин. Он также отметил, что за курсом рубля больше следят молодые мужчины до 34 лет, молодежь, проживающая в мегаполисах, — антиподом молодого пионера в мегаполисе является пенсионер на селе.
Эксперт также прокомментировал появление в финансовой жизни соотечественников цифрового рубля: 70% сограждан информированы о нем, однако широкого знания о нем не имеют, поэтому говорить о скором вводе его в обиход пока преждевременно.
Константин Майор отметил, что лакмусовой бумажкой рынка можно считать потребительский рынок. «Мы, как медиахолодинг, четко видим эти тренды. За последний год появилось больше 30 тысяч новых компаний, что свидетельствует о том, что рынок достаточно сильно развивается. Рынок адаптировался под новую экономическую обстановку, крупнейшие бренды ушли, на замену каждой крупнейшей компании пришло от трех до пяти новых брендов, и россияне это позитивно восприняли», — рассказал он.
Бизнесмен также напомнил, что в прошлом году рынок жил с «эффектом губной помады», когда потребитель не мог позволить себе крупных покупок и взамен этого покупалм мелочь. «Трендом прошлого года стала условная покупка „губной помады“ — люди тратили на свои мелкие радости. Но в этом году тренд поменялся, причем на 50%. Рынок рекламы вырос более, чем 50%, а это говорит о том, что компании начали агрессивно себя продвигать, в этом году возникла конкуренция между российскими брендами. Десятки тысяч новых компаний начали конкурировать друг с другом, вырос индекс покупательской способности. То есть как раз „эффект губной помады“ остался в прошлом году, а в этом году люди опять начали покупать квартиры, автомобили и позволять себе то, что в прошлом году не позволяли. Ренессанс оптимизма существует в потребительском поведении», — сказал Константин Майор.
По словам представителя ВЦИОМ, результаты июньского опроса косвенно подтверждают слова Константина: у сограждан увеличился горизонт планирования, 30% опрошенных назвали текущее время подходящим для совершения крупных покупок.
Рассуждая далее об уходе западных брендов, Константин Майор отметил, что многие компании просто сменили свои названия, при этом у рекламщиков появилась возможность продвигать отечественные бренды, основанные на национальных ценностях. «На ПМЭФ мы выделили эфирное время на миллиард рублей компаниям малого и среднего бизнеса, которые в своих роликах используют культурный код: семейные ценности, любовь к маме, к нашей русской земле, и за полгода они выбрали этот миллиард, это говорит о том, что наши топ начали дышать и развиваться, и это лучшее, что могло произойти в стране. Необходим был такой толчок, после которого все побегут, и он произошел», — уверен бизнесмен.
Он отметил, что развиваются и компании ОПК: многие из них начали производить, импортозамещать гражданскую продукцию, делать «умные» теплицы, новые катера, лодки
Кирилл Родин напомнил результаты опросов ВЦИОМ, которые показали, что россияне безусловно заметили уход западных брендов, но не сочли это серьезным жизненным вызовом, хотя и испытывали сожаление относительно избранных брендов, 2-3% опрошенных сожалели об уходе ИКЕА.
Эксперт обратил особое внимание на локальную, фермерскую продукцию. Это целые линейки местных брендов, которые в регионах пользуются большим спросом, чем федеральные бренды. «В регионах в части пищевой продукции бывает несколько таких локальных брендов, и они очень популярны, потому что это короткая производственная цепочка, это качество, и, теоретически, это производитель, которого, в случае чего, можно еще и пощупать», — пояснил он.
Поддержал эту мысль и Константин Майор. «Наши офисы открыты в 10 регионах, в крупнейших регионах стоят медиафасады, и локальные компании занимают 50% эфирного времени на них, а это означает, что у них есть бюджетирование, они продвигают себя, пользуются спросом. В регионах мы продвигаем более 3 тысяч региональных сетей и локальных компаний — это огромная цифра. Мы знаем, что местные локальные бренды чувствуют себя тоже довольно оптимистично», — привел свои данные владелец рекламной группы.
Константин упомянул также и о китайских брендах, которые сейчас вышли на российский рынок. По его словам, это более 40 брендов, в том числе автомобильные.
Отметил бизнесмен и продвижение регионального туризма.«Каждый губернатор своего края, своего региона продвигает свой туризм. Феноменально»! Наконец-то есть возможность продвигать нашу страну внутри страны. Это вызывает позитив у каждого гражданина: ты можешь полететь на Камчатку, на Байкал, на Алтай. Я буквально через месяц полечу в Манжерок, на Алтай, там открылся новый горнолыжный комплекс — круто и интересно!" — поделился планами предприниматель. Он также обратил внимание на активное развитие Московской области, куда можно отправиться в тур выходного дня, открываются новые кемпинги, новые кластеры.
Кирилл Родин подчеркнул, что важно не только привести к себе нового туриста, но и не упустить своего, внутреннего посетителя.
Елена Мулланурова отметила, что важно не только привлечь к себе туристов, но и заставить его возвращаться, рассказывать другим людям. «Это непростая задача, поскольку инфраструктура еще хромает, и одна из важных задач, в том числе по развитию туризма, сделать так, чтобы людям хотелось вернуться в места, которые они уже посетили», — заметила она.
В результате беседы эксперты пришли к единому мнению, что отечественный потребительский рынок вышел из фазы кризиса, потребители оправились от первого шока, вызванного новой геополитической ситуацией, успешно пережили уход западных брендов и с надеждой смотрят вперед, покупая продукцию местных производителей, и таким образом вкладываются в российскую экономику.