Примерное время чтения: 14 минут
215

Как научиться быть родителем?

2020-й стал годом переформатирования мира и вынужденных нововведений, в том числе в сфере коммуникативного образования. Дистанционное обучение вынудило родителей обратить более пристальное внимание на своих детей, их воспитание, а также на уровень собственных знаний и умений. 

ГК «Просвещение» в тесном взаимодействии с Минпросвещения России создали уникальный проект — «Родительский университет». На онлайн-платформе этого ресурса родителям будет оказываться всесторонняя поддержка в вопросах воспитания и обучения детей, а также в области психологии, карьерных перспектив и личностного роста самих родителей.

Мероприятия будут проходить по всей России, как онлайн, так и в реальной жизни. В работу «Родительского университета» планируется вовлечь представителей региональных образовательных и социальных организаций, бизнеса, родительских сообществ и государственного сектора.

В пресс-мероприятии, анонсировавшем создание проекта ГК «Просвещение» под названием «Родительский университет» участвовали:

  • Кожевников Михаил Юрьевич, президент Группы компаний «Просвещение»;
  • Фальковская Лариса Павловна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;
  • Новиков Руслан Юрьевич, генеральный директор «АиФ», доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • Гуров Сергей Петрович, основатель и автор проекта «ГЕРОИ»;
  • Юн Глеб Сангирович, создатель Гонки Героев, основатель Школы Героев;
  • Леонтьева Ирина Вячеславовна, основатель Академии будущего KIDSDEV;
  • Джеус Александр Васильевич, директор Всероссийского детского центра «Орлёнок», кандидат психологических наук;
  • Гриб Владислав Валерьевич, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, председатель Российского профессорского собрания, д. ю. н., профессор, член-корреспондент РАО;
  • Гильманова Эльвира Равилевна, директор по развитию «БАРС Груп»;
  • Ларьяновский Александр Владимирович, управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng;
  • Филимонова Наталья Валентиновна, заместитель директора по профориентации и карьерному развитию обособленного подразделения Техноград АНО «Развитие человеческого капитала»;
  • Тонконогова Юлия Михайловна, владелец медиапроектов «Нет, это нормально», Chips Journal и «Наши Дети»;
  • Макарский Антон Александрович, актёр театра и кино;
  • Макарская Виктория Николаевна, певица, продюсер;
  • Колесникова Кристина Евгеньевна, директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение», куратор проекта «Родительский университет».

Модератор — Наталия Андрущенко, политический обозреватель.

Круглый стол прошёл в формате офлайн+онлайн с прямой трансляцией на канал Пресс-центра «АиФ» на YouTube. В чат сыпались вопросы журналистов разных изданий:

  • Какие навыки необходимы современным родителям? 
  • Что лежит в основе гармоничных отношений в семье и как создать экологичную среду для общения родителей, детей и внешнего мира? 
  • Почему семейное образование в России набирает популярность? 
  • В каких форматах будет организована работа «Родительского университета»? 
  • Возможно ли на базе РУ создание продуктивного сообщества, когда у всех представителей целевых аудиторий — от педагогов до родителей — такие разные запросы и ценности? 
  • Каким будет экспертное сообщество «Родительского университета»? Как будут определяться специалисты и проводиться верификация?

Участники встречи поделились с журналистами экспертным мнением, обсудили задачи, которые стоят перед родителями. И стало понятно: проект «Родительский университет» крайне своевременный.

Михаил Кожевников:

— Мы все родители и понимаем, насколько непросто постигать эту науку. Образование состоит, как говорят эксперты, из двух частей — обучение и воспитание двоих, ученика и учителя. Они неразрывно связаны. У нас давно появилась идея собрать на одном ресурсе, связать в сеть все те активности, занятия и информацию, которые так нужны родителям. Информацию, которая может помочь ответить на множество вопросов родителей. Например, куда и когда отправить детей отдыхать, чем их занять, как научить их предпринимательскому мышлению, как развить в них патриотизм, как сделать интересы детей проявленными, а не спящими. Для всего этого, безусловно, нужна совокупная активность всех, кто что-то делает.

Лариса Фальковская зачитала обращение заместителя министра Минпросвещения России Дениса Грибова:

— Министерством просвещения уделяется достаточно большое внимание развитию семейного воспитания, повышению компетентности родителей. Соответствующие мероприятия проводятся на постоянной основе совместно с заинтересованными федеральными органами власти, общественными организациями и органами субъектов власти Российской Федерации. Особое значение в управлении системой образования приобретает участие гражданских институтов, родителей, самих обучающихся и небезразличных к проблемам образования представителей общественности. Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся, внесённый президентом Российской Федерации, позволит систематизировать воспитательную работу в образовательных организациях при непосредственном участии родительского сообщества. С принятием законопроекта все образовательные организации совместно с советами родителей с 1 сентября 2020 г. приступят к разработке и последующей реализации воспитательных программ. 

Руслан Новиков

— Я очень благодарен, что АиФ стал партнёром, соорганизатором и площадкой этого проекта. Нужна ли мне как родителю помощь? Я сомневаюсь, что какой-то родитель откажется от помощи. Если честно, меня попросили за 3 минуты ответить на два вопроса: роль отца в воспитании детей и аудиторные предпочтения. На первый вопрос я сомневаюсь, что смогу за 3 минуты ответить. Нужно несколько десятков сеансов с психологом, чтобы разобрать мои отношения с отцом, потом несколько десятков сеансов, чтобы разобрать мои отношения с моими детьми. И только после этого за 3 минуты я смогу сформулировать какие-то выводы. С аудиторными показателями немножко проще. Мы подготовили цифры. На аif.ru порядка 46% пользователей — это люди, заинтересованные в тематике «семья и дети». Причём эта тема в 2 раза более популярна, чем, например, бытовая техника и даже раздел «красота», который для женской аудитории, составляющей порядка 55 % нашего ресурса, очень интересна. 

Сергей Гуров:

— Помните, как в детстве все мы мечтали о путешествиях, подвигах и приключениях? Проект ГЕРОИ создавался таким образом, чтобы воспитывать детей через погружение в те события, о которых они мечтали. Прикладные, военно-спортивные и экстремальные дисциплины у нас являются базовыми, также есть интеллектуальный блок. Мы проживаем время на стыке двух пространств — онлайн и офлайн. Нам удалось сделать и такие смежные программы. За годы проекта мы поняли, что основные воспитательные функции всё же лежат на родителях. Ребёнок живёт в границах семьи. Мы в рамках «Родительского университета» хотели бы поделиться всеми навыками, знаниями и компетенциями, которыми обладаем. Я больше чем уверен, что для большинства родителей это будет интересно и полезно. Они смогут применять эти знания в различных сферах жизни. «Родительский университет» поможет нам воспитывать более самостоятельных детей, адекватно реагирующих на окружающую среду. В сложных жизненных ситуациях учиться бывает уже поздно.

Глеб Юн

— Моя основная работа — отец шестерых детей. Гонку Героев мы сделали на пике патриотизма у подрастающего поколения. Проект решает проблемы с воспитанием мальчишек, связанные с постоянным отсутствием отцов, занятых на работе. Обычно в мужском коллективе мы решали, кто возьмёт моих детей на лето. Каким-то образом всегда меня возмущало то место, куда они ехали или в котором они учились. Возмущало, как выросла цена на учебники. Из отца-предпринимателя я преобразился в отца-педагога. Гонки Героев — это сегодня уже большой федеральный проект. И он успешно управляется успешным человеком. Наш проект — это экосистема для определённой группы родителей, включающая в себя спортивные клубы, столярные, инженерные и прочие мастерские. Также у нас есть детский сад, школа и центр раннего развития. 

Ирина Леонтьева:

— Мы работаем со многими детьми. Наша академия выступает за предпринимательское мышление и финансовую грамотность. Никто не знает, какими будут профессии будущего. Поэтому мы развиваем основные навыки детей на бизнес-курсах и в городских бизнес-лагерях, где дети создают свои проекты. Мы занимаемся проектной деятельностью, движемся от мечты ребёнка до реализации. И на этом пути они познают разные дисциплины: маркетинг, управление проектами, экономику, финансовую грамотность, ораторское искусство. Академия привлекает топовых специалистов — действующих экспертов различных компаний. Ребята презентуют свои проекты экспертному жюри и получают стажировки в крупных компаниях. Дети погружаются в бизнес-среду и на практике видят, каково это работать в определённой профессии.

Александр Джеус:

— Наверное, самая главная наша задача — это воспитание подрастающего поколения. Родительский опыт трансформируется со временем. Раньше было сложно получить информацию о том, как следует правильно воспитывать. Мне повезло родиться в семье, где семейные ценности имеют главное значение. Мои дети говорят, что я воспитал их, как солдат. Тем не менее они мне благодарны за то, что, столкнувшись с любой проблемой в жизни, они могут её решить и гармонично существовать в обществе. Воспитывать новое поколение гораздо сложнее. Я как директор детского центра считаю, что есть два критерия, которые априори важны для любого родителя. Первое: нужно абсолютно любить своих детей. Инстинкт любви подсказывает правильное решение в тех или иных сложных ситуациях. Нельзя быть назидательным для детей. Второе: никогда нельзя детей бить. К сожалению, часто мы сталкиваемся с насилием со стороны родителей, дети их ненавидят, боятся своих родителей и открыто об этом говорят. 

Владислав Гриб:

— Каждый ребёнок — это отдельный курс университета. Все дети абсолютно разные. Основное воспитание проходит именно в семье. В школе, безусловно, есть минусы, мы не можем выбрать всех учителей для своих детей. Онлайн мы можем это сделать. Очень важна социализация, ведь общество всё время усложняется. С одной стороны, хочется, чтобы у детей было счастливое детство. С другой — ты понимаешь, что рано или поздно им нужно будет идти во взрослую жизнь. Для детей очень важен личный пример. Дети более внимательные, чем взрослые. С каждым последующим ребёнком понимаешь, какие ошибки ты сделал в воспитании предыдущего. Хотя дети находятся в одном социуме, они все очень разные. «Родительский университет» должен помочь родителям, потому что каждый родитель — и психолог, и педиатр, и педагог. Я воспитываю своих детей как юрист, судья и палач в одном лице. Стараюсь не унизить достоинство ребёнка, но сделать так, чтобы наказание было действенным.

Эльвира Гильманова:

— Я мама двух девочек. Они ещё маленькие — 4 и 8 лет. Я всегда соглашаюсь с психологами, которые говорят о том, что лучший пример — это ты сам. Ты можешь сколько угодно говорить ребёнку о том, что нужно читать книги. Но пока он не увидит, что ты сам сидишь и читаешь, он не поймёт, что это действительно необходимо. «Родительский университет» — это очень интересный проект, который, на мой взгляд, должен быть окружён учителями. В чатах мамочек очень часто вижу абсолютно неаргументированные претензии к учителям от мам, которые не имеют ни психологического, ни педагогического образования. Очень грустно, что авторитет учителя необоснованно падает. РУ должен совместно с учителями и родителями поднимать авторитет этой прекрасной уважаемой профессии.

Александр Ларьяновский:

— В нашем родительском обществе более 100 000 родителей. И все родители говорят о том, что подают своим детям пример своим саморазвитием. Мы осознали, что на самом деле в месяц на образование люди тратят меньше, чем на кофе, на такси и на кино. Почему родители возненавидели дистанционное обучение? Потому, что на несколько месяцев им вернули ответственность за обучение детей и они эту ответственность отвергли. Они хотят вернуть детей обратно в камеру хранения, которая именуется школой. Когда родители научатся брать на себя ответственность за то, что знают и умеют их дети, тогда их дети научатся быть ответственными. 

Наталья Филимонова:

— Центр развития карьеры — это городская онлайн- и офлайн-площадка, где все желающие могут бесплатно получить помощь в вопросах самореализации, профориентации, карьерного и личностного роста, а также приобрести гибкие навыки. Мы позволяем узнать многое о профессиях будущего. Я думаю, что наши проекты могли бы стать основой для сотрудничества с проектом «Родительский университет». Ни для кого не секрет, что сегодня порядка 80% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности. Менее 5% школьников сейчас знают, кем они хотят стать в будущем. Наши проекты помогают ребёнку выбрать призвание вместо скучной работы. Мы знакомим с экопрофессиями, геоинформатикой, промышленным дизайном, геоинжинирингом, нейрокогнитивными технологиями. На наших интенсивах ребята работают над преодолением страхов и разрешением конфликтов, улучшают самооценку, учатся коммуникации, целеполаганию и планированию. Это те навыки, которые сейчас нужны и для учёбы, и для жизни, и для построения своей карьеры.

Антон Макарский:

— Нужно любить детей. Недавно у нас была большая беседа по поводу образования. Обязанность у наших детей должна быть одна — быть счастливыми. Есть такое выражение, что школа готовит к жизни. Мне понравилось, как директор школы, в которую ходит наша дочь Маша, на линейке сказал, что школа — это тоже часть жизни. Не надо все время готовиться, надо жить. Возможно, отчасти ключ к гармонии в отношениях в том, что нужно по-настоящему любить, а не патологически. В основе должна лежать любовь. И образование родителей ничуть не менее важно, чем образование детей. Сейчас, в цифровой век, в эпоху информации, очень важно, чтобы создавались такие платформы, как «Родительский университет». Чтобы я мог легко найти ответ на тот вопрос, который возник у меня здесь и сейчас. Если родитель не знает, что ответить ребёнку, и сам зашёл в тупик, очень важно, чтобы существовали такие платформы.

Виктория Макарская:

— Важно, чтобы сами родители с любовью занимались со своими детьми. Я считаю, что время, в которое мы живём, оно самое лучшее. Никогда ещё не было таких уникальных возможностей для образования. Никогда ещё не было таких ресурсов, которые нам даны. Те возможности, которые дает нам сейчас интернет, чтобы мы могли образовываться, никогда не были для нас доступны. Образование стало очень многофункциональным. Если мы хоть немножечко любим наших детей, мы можем узнавать обо всём, что происходит сейчас в мире, и научить своих детей самому лучшему.

Кристина Колесникова:

— Я, можно сказать, мама-первокурсница и, действительно, обращаю внимание на то, какие мы все разные. Но запросы у всех родителей очень похожие. И нашей уникальной и разносторонней команде предстоит просветить родителей и друг друга. Каждый из нас сможет внести посильный вклад, который потом можно конвертировать в очень крутые истории. Материалы на портале Родительского университета будут верифицированы и доступны для свободного использования. Будет расти количество приглашенных экспертов. Дети здесь тоже смогут получить поддержку. Начиная с 2021 г. мы наладим активное взаимодействие с детьми. Мы будем рады новым партнёрам и новым идеям. Думаю, что в недалёком будущем Родительский университет будет обеспечивать нужды не только городов-миллионников, но и всей страны.

Запись прямой трансляции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах