Массовые беспорядки в Одессе, завершившиеся трагедией, совпали по времени с началом штурма Славянска подконтрольными Киеву войсками. 2 мая в Одессе проходил марш за единство Украины, которому попытались помешать сторонники федерализации. Агентство «Интерфакс» сообщило, что первым погибшим в столкновении оказался сторонник единой Украины, он скончался от огнестрельного ранения в правое легкое. К вечеру 2 мая число жертв увеличилось до 4. Ближе к вечеру сторонники единства страны прорвались к площади Куликово поле в центре Одессы, где располагался местный Антимайдан, и подожгли разбитые там палатки. Сторонники федерализации укрылись в захваченном ранее Доме профсоюзов, в котором вскоре вспыхнул пожар, унесший жизни четырех десятков человек.
Причины пожара и ответственность за него сторонников единства Украины пока устанавливаются. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал киевские власти соучастниками событий в Одессе и заявил, что они несут ответственность за случившееся. Киев со своей стороны обвинил в трагедии одесских правоохранителей, которые не смогли навести порядок в городе. Украинские власти сообщили, что все руководство Одесской областной милиции уволено: «Министр принял решение о снятии всей милицейской верхушки, и новое руководство должно навести порядок в Одессе».
Впервые с начала акций протеста на юго-востоке Украины погибло столько активистов Антимайдана. Украинский политолог Вадим Карасев называет случившееся «первым эпизодом гражданской войны». АиФ.ru спрашивает у экспертов, возможно ли после трагедии в Одессе мирное урегулирование конфликта между сторонниками и противниками победившего в Киеве «Майдана».
Гражданская война или спецоперация?
«Каждая сторона конфликта получила «приз» сакральных жертв: сначала была «Небесная сотня» на Майдане, теперь – «одесская Хатынь», – говорит российский политолог Евгений Минченко. «Небесной сотней» на Украине называют 106 погибших активистов «Евромайдана». Минченко считает, что параллель между «Небесной сотней» и событиями в Одессе правомерна, поскольку уверен, что футбольные фанаты действовали с подачи киевских властей. «Это силовая зачистка оппозиционных настроений», – говорит он. Политолог не исключает, что такой метод подавления оппозиционных настроений украинские власти могут распространить и на другие нелояльные города, где еще не сформировалось повстанческое движение.
Другие эксперты не согласны с такой оценкой ситуации. Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отмечает, что со стороны трудно судить о том, что в действительности произошло в Одессе. Сам он оценивает случившееся скорее как начало гражданской войны, а не как спецоперацию киевских правоохранителей. О том же говорит Вадим Карасев: «На фоне бездействия властей в Одессе сошлись сторонники и противники федерализации Украины».
«Никому не нужна гражданская война в центре Европы»
Минченко уверен, что на сегодняшний день попытки мирного урегулирования ни к чему не приведут. «Силовое противостояние продолжится, – считает он, – и оно определит границы, должна возникнуть линия разделения – только после этого можно будет вернуться к мирным переговорам». По словам Минченко, повода для российского военного вмешательства в конфликт пока нет.
«Ситуация бессмысленна: кто бы ни победил – хуже будет всем», – говорит Малашенко. Эксперт считает, что мирное урегулирование возможно всегда, но для этого обе стороны должны наложить запрет на любые военные действия, провести официальную или неофициальную встречу, пресекать действия любых провокаторов.
Малашенко уверен, что Киев к этому готов. «Украине некуда деваться, – говорит эксперт. – Теперь все зависит от России». Субботнее заявление пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова эксперт не считает окончательной позицией России по этому вопросу и предлагает подождать заявления самого президента.
«Идеальный вариант – это сохранение Украины хотя бы в нынешних границах, – говорит Малашенко. – Хорошо было бы, если бы состоялись президентские выборы. После них можно думать и о федерализации». Но даже на этом пути могут возникнуть большие сложности, предупреждает он. «Если «Донецкая республика» и все остальные после федерализации захотят присоединяться к России, это поставит ее в тупик: одно дело включить в состав Российской Федерации небольшой Крым, и совсем другое – присоединить такую огромную территорию. Это ни к чему хорошему не приведет», – заключает политолог.
«Мирное урегулирование будет возможно, если все стороны договорятся – Запад, Россия, те, кто выступает за унитарную Украину, и сторонники федерализации, – если Россия и Запад прекратят геополитическое противостояние на территории Украины, перестанут играть на стороне своих вместо того, чтобы искать пути к компромиссу», – считает Карасев.
По мнению эксперта, предпосылки для такого компромисса есть. «Россия пугала, что введет войска, но сейчас она осторожничает, тянет с решением. Запад и Киев тоже начинают демонстрировать более умеренные позиции», – говорит Карасев. Он напоминает, что вчера посол Украины в России заявил об отсутствии доказательств действий российских спецслужб в Одессе (ранее такие обвинения в адрес России звучали со стороны украинских политиков). Карасев приводит также слова министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера о необходимости «Женевы-2» по украинскому вопросу. «Никому не нужна гражданская война в центре Европы, она может в любой момент перекинуться на соседние страны, кроме того, это беженцы, миграция, – говорит Карасев. – Нужны президентские выборы, их дату можно даже перенести, чтобы они прошли в нормальной обстановке. Нужно продумать статус регионов, чтобы сформировать новую украинскую государственность на развалинах рухнувшей постсоветской Украины».