Примерное время чтения: 6 минут
5444

Создатель автомобиля «Нива» конструктор Петр Прусов. Досье

Категория:  Авто

19 марта, в Тольятти, на 76-м году жизни скончался российский автомобильный конструктор, создатель легендарной ВАЗ-2121 «Нива» Петр Михайлович Прусов, сообщается на официальном сайте АвтоВАЗа. Церемония прощания пройдет 21 марта с 11.00 в Спасо-Преображенском Соборе Тольятти. Похороны состоятся на Тольяттинском городском кладбище. 

Петр Прусов.
Петр Прусов. Фото: Commons.wikimedia.org/ Евгений Халилов

«Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом — легендарной ВАЗ-2121 “Нива”, которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально несколько дней не дожив до памятной даты — 5 апреля. Весь коллектив АвтоВАЗа глубоко скорбит об этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией», — заявил президент ПАО «Автоваз» Николя Мор.

14 лет назад Петр Прусов вышел на заслуженную пенсию, а в этом году его вновь пригласили вернуться на родной завод в качестве советника и организовать торжества по случаю сорокалетия автомобиля «Нива».

АиФ.ru приводит биографию Петра Прусова.

Досье

Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области 6 января 1942 года.

В 1958–1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире — на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965–1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришёл на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером — конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 «Нива».

1975 — 1978 гг. — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1978 — 1983 гг. — начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1983 — 1988 гг. — заместитель начальника управления главного конструктора — заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

1988 — 1998 гг. — начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра — заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗа»;

1998 — 2003 гг. — главный конструктор АО «АвтоВАЗа» генерального департамента развития.

1998 г. — председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России.

2000 г. — технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «Автоваз» в г. Черкассы (Украина);

2002 г. — технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);

Пётр Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АвтоВАЗа, а с 1998 до 2003 года он был главным конструктором предприятия. В качестве заместителя главного конструктора по проектированию, а затем и главного конструктора принимал участие в проектировании ВАЗ-1111«Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей. Всего за время производства завод выпустил более 2,5 миллиона внедорожников ВАЗ-2121 «Нива» и LADA 4×4, более полумиллиона из которых были поставлены на экспорт.

В марте 2003 года в связи с уходом на пенсию освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии.

В 2007-2014 являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АвтоВАЗ».

В 2007-2011 гг. — руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года Петр Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ».

Семейное положение

В интервью СМИ Прусов рассказал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва: Вадима и Андрея.

Награды и звания

1959г. — медаль «За освоение целинных земель»

1975 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»

1976 г. — орден «Знак Почета»

1977 г. — занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;

1977 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121

1978 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»

1979 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»

1980 г. — знак «Ударник десятой пятилетки»

1984 г. — золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108

1984 г. — почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»

1986 г. — медаль «За трудовую доблесть»

1988 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099

1989 г. — Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих

1991 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР

1995 г. — Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти

1995 г. — почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»

2007 г. — золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;

2008 г. — Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г. Флинт (2010 г);

2010 г. — официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».

2012 г. — медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах