Создатель автомобиля «Нива» конструктор Петр Прусов. Досье
19 марта, в Тольятти, на 76-м году жизни скончался российский автомобильный конструктор, создатель легендарной ВАЗ-2121 «Нива» Петр Михайлович Прусов, сообщается на официальном сайте АвтоВАЗа. Церемония прощания пройдет 21 марта с 11.00 в Спасо-Преображенском Соборе Тольятти. Похороны состоятся на Тольяттинском городском кладбище.

«Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом — легендарной ВАЗ-2121 “Нива”, которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально несколько дней не дожив до памятной даты — 5 апреля. Весь коллектив АвтоВАЗа глубоко скорбит об этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией», — заявил президент ПАО «Автоваз» Николя Мор.
14 лет назад Петр Прусов вышел на заслуженную пенсию, а в этом году его вновь пригласили вернуться на родной завод в качестве советника и организовать торжества по случаю сорокалетия автомобиля «Нива».
АиФ.ru приводит биографию Петра Прусова.
Досье
Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области 6 января 1942 года.
В 1958–1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области). Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.
Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района. Осенью 1962 года его призвали на службу в армию, и в 1963 году оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире — на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.
В 1965–1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».
После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришёл на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером — конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 «Нива».
1975 — 1978 гг. — начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.
1978 — 1983 гг. — начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода.
1983 — 1988 гг. — заместитель начальника управления главного конструктора — заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.
1988 — 1998 гг. — начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра — заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗа»;
1998 — 2003 гг. — главный конструктор АО «АвтоВАЗа» генерального департамента развития.
1998 г. — председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России.
2000 г. — технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «Автоваз» в г. Черкассы (Украина);
2002 г. — технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);
Пётр Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АвтоВАЗа, а с 1998 до 2003 года он был главным конструктором предприятия. В качестве заместителя главного конструктора по проектированию, а затем и главного конструктора принимал участие в проектировании ВАЗ-1111«Ока», семейства автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей. Всего за время производства завод выпустил более 2,5 миллиона внедорожников ВАЗ-2121 «Нива» и LADA 4×4, более полумиллиона из которых были поставлены на экспорт.
В марте 2003 года в связи с уходом на пенсию освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии.
В 2007-2014 являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АвтоВАЗ».
В 2007-2011 гг. — руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года Петр Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АвтоВАЗ».
Семейное положение
В интервью СМИ Прусов рассказал, что легендарный автомобиль «Нива» был назван в честь его детей — Натальи и Ирины, и детей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьёва: Вадима и Андрея.
Награды и звания
1959г. — медаль «За освоение целинных земель»
1975 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»
1976 г. — орден «Знак Почета»
1977 г. — занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;
1977 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121
1978 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»
1979 г. — знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»
1980 г. — знак «Ударник десятой пятилетки»
1984 г. — золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108
1984 г. — почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»
1986 г. — медаль «За трудовую доблесть»
1988 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099
1989 г. — Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих
1991 г. — серебряная медаль ВДНХ СССР
1995 г. — Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти
1995 г. — почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»
2007 г. — золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;
2008 г. — Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г. Флинт (2010 г);
2010 г. — официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».
2012 г. — медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой».
Гендиректор автоконцерна «АвтоВАЗ» Бу Андерссон. Досье
Глава АвтоВАЗа Николя Мор. Досье
Кто из автопроизводителей отметился на Московском автосалоне?
Какие цели стоят перед новым главой Росрыболовства?
Кто будет делать представительский автомобиль для первых лиц государства?