Примерное время чтения: 6 минут
4343

Ледокол «Михаил Сомов». Справка

Категория:  Наука
«Михаил Сомов» во время швартовки во Владивостокском порту.
«Михаил Сомов» во время швартовки во Владивостокском порту. Фото: РИА Новости/ Чилингаров

Судно «Михаил Сомов» — дизель-электроход. Используется в плавании при толщине сплошного льда до 70 см, а при полной загрузке может пробивать ледовые поля до 100 см.

История судна

Построено Херсонским судостроительным заводом Минстроя СССР. Спущено на воду 28 февраля 1975 года. Подъём Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года. Этот день и считается днём его рождения. Судно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 2 сентября того же года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс.

Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908–1973).

1 мая 2000 года ледокол «Михаил Сомов» был передан в состав экспедиционного флота Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северный УГМС) в Архангельске. Там и продолжает трудится до сих пор. Судно является флагманом Северного УГМС и научного флота Севера. Используется для следующих целей:

проведение научно-исследовательских работ в области гидрометеорологии, смежных областях, мониторинга загрязнения окружающей среды;

выполнение государственного задания в части обеспечения функционирования и жизнедеятельности: завоз материально-технических средств, оборудования, личного состава на труднодоступные и полярные метеостанции как Северного УГМС, так и соседних Чукотского и Якутского УГМС.

Районы работ научного флота ФГБУ «Северное УГМС» охватывают западный и восточный секторы Арктики ‒ акватории Белого, Баренцева, Карского морей, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря ‒ и прилегающие к ним прибрежные и островные территории.

В 2001–2002 годах судно выполнило семь рейсов с научно-исследовательскими целями и по завозу грузов в высокие широты. В 2003 году состоялись научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман 2003» и два «снабженческих» похода в Арктику.

В 2004 году ледокол выполнил один научный рейс и три снабженческих рейса по завозке грузов на полярные станции, погранзаставы, радионавигационные станции и военные объекты арктического сектора России.

С 2005 г. на «Михаиле Сомове» работала Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, которую возглавил почётный полярник профессор П.В. Боярский. За время работы на «Михаиле Сомове» экспедиция внесла огромный вклад в изучение самых разных объектов культурного и природного наследия Арктики, её сотрудники в рамках программы «Память Российской Арктики» установили памятные знаки первопроходцам и путешественникам.

В 2006 году «Михаил Сомов» принял участие в эвакуации Российской дрейфующей станции «Северный полюс-34» (СП-34).

Судно выполнило огромный объем работ в реализации программы третьего Международного полярного года 2007-2008 по «Программе летней морской научно-исследовательской экспедиции (экспедиция «Сомов-МПГ-лето-2007)». Деятельность экспедиций была направлена на получение, уточнение и пополнение базы данных об айсбергах и ледниках Новой Земли и Северной Земли. Также были установлены автоматические метеостанции на островах Русский и Андрея; организованы аэрологические наблюдения и проведено ракетное зондирование на обсерватории имени Э.Т.Кренкеля; осуществлено строительство модульного служебно-жилого здания на МГ-2 Марресаля; капитальный ремонт служебного здания обсерватории.

В 2011 году именно «Михаил Сомов» доставил в порт Архангельск первую партию спрессованных бочек: арктический мусор с Земли Франца-Иосифа.

В навигацию 2015 года было проведено два рейса судна по трассе Северного морского пути.

В общей сложности «Михаил Сомов» участвовал в более чем 20 советских и российских Антарктических научно-полярных экспедициях. Выполнил более 50 рейсов по перевозке грузов, в том числе и в Арктику.

Оказывалось ли судно зажатым во льдах?

Да, оказывалось. На счету ледокола три Антарктических дрейфа: 53-дневный в 1977 году, 133-дневный в 1985 году и 150-дневный в 1991 году.

История спасения моряков из ледового плена в 1985 году легла в основу сценария российского фильма «Ледокол», Подробнее о нем читайте в справке >>

Марочный лист СССР 1985 года, посвященный героическому дрейфу «Михаила Сомова» и его освобождению изо льдов.
Марочный лист СССР 1985 года, посвящённый героическому дрейфу «Михаила Сомова» и его освобождению изо льдов. Фото: Public Domain

Технические характеристики судна:

Скорость хода: 11,5 узлов (20 км/ч)

Длина: 133 м

Ширина: 18,8 м

Высота борта: 11,6 м

Осадка в полном грузу носом: 9,16 м

Осадка в полном грузу кормой: 8,94 м

Водоизмещение полное: 14135 т

Грузоподъёмность: 5436 т

Валовая вместимость: 7745 т

Расход топлива на ходу по чистой воде: 15 т

Расход топлива на ходу во льдах: 24 т

Дизтопливо: 1814 т

Пассажировместимость: 144 человека, из них 40 — экипаж

Имеется вертолётная площадка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах