Кого в России считают иностранными агентами?
В список иностранных агентов, опубликованный на сайте Министерства юстиции, вошли ассоциация в защиту прав избирателей «Голос» и общественная организация в защиту демократических прав и свобод «Голос», а также «Центр социальной политики и гендерных исследований», фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив» и региональная общественная правозащитная организация «Союз „Женщины Дона“».
Список иностранных агентов пополнился в связи со вступлением в силу закона, позволяющего Минюсту вносить НКО (некоммерческие организации) в реестр иностранных агентов принудительно. 4 июня 2014 года президент РФ подписал закон, наделяющий Минюст полномочиями на принудительное включение некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, в реестр «иностранных агентов».
Так называемый закон об «иностранных агентах» вступил в силу осенью 2012 года и обязал некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
Многие правозащитные организации бойкотировали этот закон. В настоящий момент в Европейском суде по правам человека на рассмотрении находится жалоба на закон 11 российских некоммерческих организаций.
Кого следует считать иностранным агентом, рассказывает АиФ.ru.
Кого считают иностранным агентом?
В соответствии с поправками к закону «О некоммерческих организациях», внесёнными 13 июля 2012 года, статус иностранного агента получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:
– занимаются политической деятельностью на территории России в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики;
– получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и на эти деньги осуществляют политическую деятельность на территории России.
Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
– иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
– зарегистрированные религиозные организации;
– госкорпорации и госкомпании, а также НКО, созданные ими.
Закон, который обязывает российские НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, регистрироваться в качестве иностранных агентов, вступил в силу 20 ноября 2013 года.
В апреле 2014 года в ответ на жалобу, которую подал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин (его полномочия истекли в феврале этого года), относительно соответствия законодательных норм Конституции РФ, Конституционный суд РФ признал соответствующими основному закону норм законодательства об общественных организациях — «иностранных агентах», но уточнил порядок их применения.
«Для признания деятельности НКО политической она должна быть направлена на воздействие на государственную политику или на формирование соответствующего общественного мнения. В отсутствие подобных целей, даже если организация занимается критикой властей или вызывает в обществе оппозиционные настроения, она не может считаться выполняющей функцию иностранного агента», — отметил Конституционный суд РФ в своём постановлении.
Кого стали считать первым иностранным агентом в России?
Соответствующая запись появилась в пятницу в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. НКО располагается в Москве на Ломоносовском проспекте и была создана в 2009 году.
Некоммерческая организация «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» объединяет юристов в области антимонопольного законодательства и экономистов, специализирующихся в вопросах конкуренции, а также организации с указанными направлениями деятельности и занимается вопросами развития конкуренции в странах СНГ.
Кто отказался регистрироваться в качестве «иностранного агента»?
Ранее российские правоохранительные органы выдвинули претензии трём организациям, отказывающимся зарегистрироваться в качестве иностранного агента: Transparency International, «Мемориал» и «Голос».
25 апреля 2013 года Ассоциация защиты прав избирателей «Голос» стала первой некоммерческой организацией, которую суд оштрафовал на четыреста тысяч рублей за отказ регистрироваться в качестве «иностранного агента». Финансированием «Голоса» из-за границы суд признал Сахаровскую премию, которую ассоциация получила в конце прошлого года. Представители «Голоса» неоднократно заявляли, что считают своё административное преследование политически мотивированным. Деятельность «Голоса» была приостановлена на полгода в связи с отказом регистрироваться в качестве иноагента.
9 августа 2013 года Замоскворецкий суд Москвы решением признал обоснованным требование о включении в реестр международной неправительственной организации Transparency International. Решение Замоскворецкого суда Мосгорсуд в декабре 2013 года оставил без изменения.
23 мая 2014 года Замоскворецкий суд Москвы признал законным требование столичной прокуратуры о регистрации правозащитного центра «Мемориал» в качестве иностранного агента и обязал организацию подать заявление для внесения в соответствующий реестр Минюста и зарегистрировать эмблему.
Что следует считать политической деятельностью?
В постановлении Конституционного суда отмечено, что под термином «политическая деятельность» следует понимать участие в избирательном процессе, агитацию на выборах, организацию и участие в публичных мероприятиях, а также обращение с законодательными инициативами в том случае, если у НКО есть политическая направленность действий.
При этом необходимо доказывать наличие умысла и политической направленности в деятельности организаций и их руководителей.
Обвинить в этом НКО имеют право органы прокуратуры и юстиции.