Примерное время чтения: 2 минуты
546

Как отслеживают движение самолёта в воздухе?

Сюжет Поиски авиалайнера Boeing 777, пропавшего над Вьетнамом
Категория:  Транспорт

Как отслеживают движение самолёта в воздухе?

Ответ редакции

Лайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, рейса MH370 исчез с экранов авиадиспетчеров 7 марта после прекращения работы транспондера на его борту. Полученная с помощью радара информация указывала, что самолёт летит в северо-восточном направлении над Таиландским заливом.

Каким образом сегодня ведётся слежение за авиационным транспортом и какие технологии обеспечивают эффективность и безопасность полётов, рассказывает АиФ.ru.

Пассажирские самолёты связаны с наземными службами слежения и управления несколькими системами. Авиадиспетчерские службы следят за самолётом с помощью радарных систем и систем спутникового слежения.

Управление движением самолёта на основе радаров

Слежение за полётом лайнера осуществляется с помощью радара и автоответчика или транспондера*, который установлен на борту воздушного судна. Каждые несколько секунд автоматический передатчик посылает закодированный четырёхзначный радиосигнал в ответ на полученный радарный импульс. По этому коду можно узнать тип лайнера и кому (какой стране, какой авиакомпании) он принадлежит. Радарные системы также позволяют вычислить скорость, местоположение самолёта и высоту полёта. Но полученные данные будут приблизительными. Чтобы определить координаты объекта и отобразить информацию на экране, радару нужно 6–12 секунд, а за это время самолёт быстро меняет свою позицию.

Радарные системы были разработаны ещё в 1930-е годы и до сих пор используются для определения положения самолёта в воздухе. 

Системы спутникового слежения — GPS-навигация

Современные самолёты оснащены системой глобального спутникового позиционирования (GPS), но её данные не передаются авиадиспетчерам. Система предназначена для облегчения ориентации пилотов по карте. Использование данных GPS диспетчерами и передача их на спутниковые системы слежения производится только в отдалённых районах, где отсутствует радарное покрытие.

Представители авиационной отрасли планируют полный переход на новый стандарт ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast) — систему радиовещательного зависимого наблюдения, которая использует данные спутниковой навигации для определения положения самолёта, в ближайшие десять лет.

Системы GPS более точны и надёжны по сравнению с нынешними радарами. Без дополнительных средств система спутниковой связи способна определять положение лайнера с точностью до 2 м. С помощью транспондера система GPS-навигации ежесекундно генерирует и отправляет в эфир радиосообщение, в котором содержатся актуальные на данный момент времени данные: точные координаты (определённые с помощью GPS), мгновенную скорость и высоту полёта, а также другую информацию. Эту информацию принимают специальные приёмники, которые могут не только принимать данные, но и в автоматическом режиме отправлять их в интернет. Любой человек может отследить с помощью онлайн-сервиса положение самолёта только в случае, если он оснащён транспондером типа ADS-B и тот является включённым.


*Транспондер — устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах