Влияет ли политика на культуру?
Все новости заполнены призывами европейцев бойкотировать проведение чемпионата мира по футболу в России. А музыкальный мир наш Конкурс им. Чайковского тоже пытается не замечать?
— К счастью, Конкурса им. Чайковского никакие политические баталии не коснулись, — ответил «АиФ» пианист Денис Мацуев, член жюри XV Международного конкурса им. Чайковского. — В отличие от спорта, когда в 1980-м американцы проигнорировали нашу Олимпиаду, никогда в истории конкурса никто даже не пытался его бойкотировать. И в этом году ни один из тех выдающихся музыкантов, которых маэстро Валерий Гергиев пригласил в жюри (а это граждане США, Швеции, Великобритании, Израиля и т. д.), не ответил отказом. Потому что, ещё раз повторяю, культура — она вне границ.
Вспомните самый первый Конкурс им. Чайковского — 1958 г., холодная война. А первую премию присудили американцу Вану Клиберну. Играл он просто гениально, и в СССР его называли Ванечкой. На родину Клиберн вернулся триумфатором. После этого градус напряжения в отношениях СССР и США был понижен. Это решение, кстати, пошло на пользу и самому конкурсу — Клиберн поднял планку исполнительского мастерства на такую высоту, что для многих поколений музыкантов стать даже участником конкурса было пределом мечтаний. И сейчас мы ждём этого форума с большим трепетом. Потому что мы все прекрасно знаем: конкурс — это всегда праздник. Более того, это традиционно наше, российское, национальное достояние.