10 шедевров Британского музея: от рукописей до гравюр
1. «Алмазная сутра» («Ваджраччхедика Праджняпарамита сутра», или «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии») – один из основополагающих текстов в буддизме. В древнем манускрипте, который выкупил археолог Марк Стейн у китайского отшельника в начале XX века, содержится описание поведения, мыслей, речей тех, кто встал на путь просветления (путь «бодхисаттв»). Свиток длиной 4,8 метров является первым образцом печатной книги и датируется 868 годом до н.э.
2. Единственный в мире экземпляр рукописи англосаксонской поэмы «Беовульф». Действие эпоса разворачивается в Скандинавии, где страшное чудовище Грендель нападает на племя данов. Военачальник Беовульф в одиночку сражается с чудовищем и побеждает его, после чего из морской пучины восстает мать Гренделя и начинает мстить воину. Этот эпос «варварских народов» Европы, созданный в 8 веке н.э., состоит из более чем трех тысяч строк текста на древнеанглийском языке - произведение является самым длинным в англосаксонской литературе.
3. Розеттский камень (название дано в честь египетского города Розетта, возле которого он был обнаружен в 1799 году). По сути, эта реликвия представляет из себя каменную плиту с начертанными на ней идентичными текстами на трех языках – древнегреческом, древнеегипетскими иероглифами и древнеегипетским демотическим письмом (одним из поздних форм древнеегипетского языка). На камне выбита благодарственная надпись, адресованная египетскому монарху Птолемею V Эпифану. Благодаря этой находке лингвистам удалось положить начало расшифровке египетских иероглифов - идентичный текст сопоставили на уже известном в то время древнегреческом языке с египетскими символами.
4. Моаи с острова Пасхи. Один из символов чилийского острова Пасхи - каменный дольмен из твердого базальта и муджиерита теперь является жемчужиной коллекции Британского музея. История каменных «истуканов» острова Пасхи гласит, что они были изготовлены полинезийскими племенами где-то между 1250 и 1500 гг. н.э. По представлениям историков и археологов, моаи могли обозначать погибших родственников или символизировать глав кланов полинезийских племен. На сегодняшний день было раскопано 887 статуй, средняя высота их составляет 3-5 метров, вес – около 5 тонн, но есть среди находок и более крупные образцы – высотой 21 м, а весом 270 тонн.
5. Мраморы Элгина (Эльджина). Коллекция скульптурных фризов, когда-то украшавших греческий Акрополь, была вывезена в Великобританию в начале XIX века английским послом лордом Элгиным. Сегодня в британском музее можно увидеть статуи, украшавшие афинский Парфенон, часть рельефного фриза «Панафинейская процессия», фризы храма Бескрылой Победы в Афинах, статую Диониса и другие образцы древнегреческого искусства. Вокруг этого собрания не утихают споры - Греция настаивает на возвращении уникальных экспонатов на историческую родину, тогда как Британский музей ссылается на легитимность нахождения экспонатов в музее, в соответствии с документами об их покупке у Турецкого правительства в 1802 году (тогда Греция входила в состав Турции).
6. 347 страниц Синайского кодекса Библии. Т.н. «Синайский кодекс» или список Библии с полным текстом Нового Завета и неполным – Ветхого, был обнаружен немецким ученым-исследователем в Синайском монастыре (Египет) в 1844 году. Сегодня Синайский кодекс признан древнейшей рукописью Библии, которая была создана в IV веке н.э. Кодекс состоит из нескольких частей, некоторые фрагменты до сих пор не найдены. В конце XIX века рукописи Ветхого и Нового Завета Синайского кодекса попали в Российскую Империю – после долгих переговоров русским послам удалось выкупить их у синайских монахов. В 1933 году советское правительство по личному распоряжению Иосифа Сталина продало практически весь Кодекс Британскому музею за 100 тысяч фунтов стерлингов. В настоящее время в России остались лишь несколько страниц Кодекса, которые хранятся в одном из музеев Санкт-Петербурга.
7. Библиотека Ашшурбанипала. Около 25 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами – крупнейшее собрание текстов древней Месопотамии. Библиотека создавалась в течение 25 лет по приказу царя Ассирии Ашшурбанипала в VII веке до н.э. По приказу монарха многочисленные писцы отправлялись в разные регионы страны и делали копии всех текстов, которые они встречали на своем пути. Кроме того, создавались копии и всех храмовых архивов, которые затем пересылались в столицу Ассирии Ниневию. Сегодня вся найденная археологами коллекция хранится в Британском музее - она была вывезена частями в конце XIX века с территории Ирака.
8. Гравюры и графика Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта и Дюрера. В Британском музее содержится более 570 тысяч экспонатов графики и гравюр легендарных художников, среди которых: автор росписи Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти; Альбрехт Дюрер — величайший западноевропейский мастер живописи и гравюр; Рафаэль Санти, написавший самую известную из «мадонн» — «Сикстинскую мадонну»; голландский мастер «человеческих переживаний» и потрясающий рисовальщик Рембрандт ван Рейн и др.
9. Графика и рукописи Леонардо да Винчи. Гениальный итальянский живописец, скульптор, ученый, писатель, изобретатель и архитектор Леонардо да Винчи оставил после себя колоссальное культурное и научное наследие. В Британском музее хранится 20 листов графики да Винчи (в том числе, «Изабелла д’Эсте» — рисунок сангиной и профиль воина), а также рукописные тексты известного итальянца, например, Кодекс Арунделла — записи об исследованиях в области геометрии и архитектуры и его личная записная книжка, датированная 1478-1518 гг.
10. Уникальная коллекция монет. Нумизматическое собрание Британского музея образовалось одновременно с открытием самого музея – в 1753 году. Ядро коллекции составляют собрания монет английских антикваров Роберта Коттона и Хенса Слоуна, а также поступившие через некоторое время коллекция британского короля Георга IV и Английского банка. Сегодня в Британском музее хранится 85 тысяч древнегреческих, 84 тысячи римских, 76 тысяч европейских и 71 тысяча мусульманских, индийских и дальневосточных монет.
Читальный зал
Читальный зал Британского музея заслуживает отдельного пункта в списке шедевров музея. Удивительной конструкции круглый зал с неоренессансной отделкой и крытым стеклянным куполом поражает своими размерами. Когда-то в стенах этого зала работали Карл Маркс, Владимир Ленин, Махатма Ганди, Герберт Уэллс и другие известные личности. В этом зале снимал свой фильм «Шантаж» Альфред Хичкок, именно здесь разворачивался сюжет британского фильма ужасов «Ночь демона» 1957 года. Сегодня войти в читальный зал могут только профессиональные исследователи.
Использованы данные официального сайта Британского музея.