Примерное время чтения: 6 минут
7657

…Как формируются телевизионные рейтинги?

Именно от них зависит, будет ли продолжение у того или иного сериала, и останется ли шоу в эфире канала. Кто же и каким образом определяет, какие каналы и программы зрители смотрят чаще всего?

Кто измеряет рейтинги в России?

В нашей стране формированием рейтингов телепередач занимается исследовательская компания TNS. Она занимается измерением аудитории телеканалов, печатных СМИ, радио и интернет-сайтов, мониторингом рекламы, а также проводит маркетинговые исследования.

В августе 2012 года на рынок исследований аудитории медиа вышел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Он выиграл конкурс департамента СМИ и рекламы Москвы и получил контракт на сумму 7,25 миллиона рублей на изучение аудитории СМИ, которые субсидирует департамент.

Кто и для чего заказывает телерейтинги?

Исследования аудитории заказывают телеканалы, рекламодатели, рекламные агентства и международные организации. Рейтинги дают каналам возможность планировать эфир так, чтобы максимизировать продажи рекламного времени. На размещение рекламы во время рейтинговых программ каналы устанавливают очень высокие цены.

Рекламодатели и рекламные агентства с учетом рейтингов принимают решения о покупке рекламного времени на телевидении. Рекламодатели также используют эти данные для того, чтобы оценить эффективность рекламных кампаний конкурентов.

Международные исследовательские организации собирают информацию для своих исследований со всего мира, им нужны и российские телевизионные рейтинги.

Каким образом измеряются рейтинги?

Отследить каждый включенный телевизор в такой огромной стране не может ни одна исследовательская компания. Поэтому для измерения аудитории производится выборка. Так, TNS проводит выборку среди жителей городов с численностью населения 100 тысяч человек и более в возрасте от 4 лет и старше. Для 29 крупных городов России компания проводит отдельное исследование. Выборка должна соответствовать определенным характеристикам и по своему составу повторять социально-демографический состав населения страны.

Фото: globallookpress.com

В выборку TNS входит примерно 3,6 тысячи домохозяйств. Участникам исследований дарят подарки, в основном, мелкую бытовую технику.

Сегодня для измерения рейтингов используются специальные устройства – пиплметры, изобретенные фирмой The Nielsen Company, созданной американским маркетологом Артуром Нильсеном и занимающейся исследованиями поведения потребителей и аудитом.

Пиплметры устанавливаются дома у тех, кто согласился участвовать в исследовании и прошел отбор. Эти устройства регистрируют включение и выключение телевизора, а также переключение каналов. К ним прилагается специальный пульт, каждая кнопка которого закрепляется за одним из членов семьи.

Когда человек включает телевизор, он должен нажать свою кнопку на пульте и зарегистрироваться. Для этого потребуется указать свой возраст и пол. Затем пиплметр будет автоматически записывать всю информацию о переключении каналов. Если человек выходит из комнаты, где работает телевизор, он должен снова нажать закрепленную за ним кнопку и снять регистрацию. При выключении телевизора регистрация всех зрителей снимается.

Всю записанную за день информацию в течение ночи пиплметр передает на компьютер локального пункта сбора информации по телефонной или сотовой сети. Потом все данные передаются в московский офис для обработки. С 2011 года TNS внедряет пиплметры нового поколения Audio-Matching System, которые распознают содержание программ по аудиосигналу.

Пиплметры используются для исследования аудитории ТВ не только в России, но и во всем мире. Компания Arbitron, которая занимается измерением аудитории радиостанций и телеканалов, усовершенствовала их и создала портативные пиплметры. Их носят на поясе как пейджеры, на кнопки нажимать не надо – устройства сами находят и регистрируют сигналы различных каналов или радиостанций. Портативные пиплметры фиксируют и те сигналы, которые передаются через интернет, по спутнику или по кабелю. Вечером устройство нужно поставить на специальную базу, где оно одновременно будет заряжаться и передавать информацию о просмотренных телепрограммах и прослушанных радиопередачах. Считается, что портативные пиплметры дают более точную информацию, чем стационарные. Они также более удобны.

ВЦИОМ в своем исследовании обещал использовать не пиплметры, а специальную программу для смартфонов, которая должна распознавать аудиосигналы телеканалов и радиостанций.

Существуют ли альтернативные способы измерения аудитории?

До изобретения пиплметров рейтинги измеряли с помощью дневников – люди должны были записывать в дневник все телешоу, которые посмотрели за день. Этот метод считается устаревшим, хотя все-таки используется.

Другим альтернативным способом измерения аудитории являются телефонные опросы. Опросы достаточно популярны. Наверное, практически каждому когда-нибудь звонили и спрашивали, какую телепрограмму он смотрит в конкретный момент времени.

Критика рейтинговой системы

Противники рейтинговой системы считают, что выборка может быть нерепрезентативной, поскольку в нее входит только население крупных городов. Предпочтения жителей более мелких населенных пунктов в исследованиях не учитываются, однако их в нашей стране немало. Совершенно не учитываются зрители, которые смотрят телевизоры, установленные в общественных местах.

Высказывается также мнение о том, что участники исследований могут быть предвзяты, ведь они проходят специальный отбор. Кроме того, поведение телезрителей, использующих стандартные пиплметры, меняется – они не могут расслабиться и спокойно смотреть любимые передачи, потому что все время приходится помнить о кнопках и пульте. От этого люди устают. Критики пиплметров также говорят о том, что с помощью пиплметров невозможно узнать, когда зрители действительно смотрят телевизор, а когда он работает для фона. Компании, измеряющие аудиторию, отвечают, что на сегодняшний день уровень вовлеченности человека вообще вряд ли можно как-то измерить.

Кроме того, сложности пока существуют в измерении интернет-аудитории телеканалов. Фиксировать такой сигнал пока могут только портативные устройства, которые в России пока не получили распространения. Поэтому приходится полагаться на статистику просмотров интернет-страниц, однако она не дает информации о возрасте и поле зрителей интернет-телевидения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах