...Что позволяет сохранить ум до глубокой старости?
На вопрос отвечает ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной физиологии Научного центра неврологии РАМН, доктор медицинских наук Наталия Пономарева.
Давайте попытаемся нарисовать обобщенный портрет интеллектуального долгожителя.
Только цифры | |
---|---|
72% 65-летних людей, опрошенных в 12 странах мира, заявили, что они не чувствуют себя старыми. Этот показатель выше всего в Германии – 80%. |
В детстве он рос маминым любимчиком. Человек, который ребенком был окружен материнской любовью и защитой, менее чувствителен к стрессам. А стрессы губительно влияют на мозг. Нервная система при стрессах перевозбуждается, в организме повышается уровень адреналина, кортизола, мозг закисляется и его клетки гибнут. Тем, кто подвержен стрессам, не выдержать интеллектуального марафона.
Ему повезло с учителями – учиться было интересно. Он впитывал знания, как губка. А раз он в детстве и юности много работал головой, связей между нервными клетками – синапсов – у него создалось тоже много. Без этих связей работа мозга невозможна. Они закладываются в детстве, в большом количестве, но сохраняются только те из них, которые используются, перерабатывая различную информацию. Те клеточные связи, которые простаивают, разрушаются. Но даже если к старости у бывших прилежных учеников какая-то часть синапсов погибает, тех, что остались, хватает для интеллектуальной работы.
Он всегда отличался неплохим здоровьем и ему хватило ума свое здоровье не растерять. Мозг не запасает питательные вещества, он получает их с кровью. Питание мозга зависит от состояния кровообращения всего организма. А кровообращение в пожилом возрасте хорошее у того, у кого здоровое сердце и сосуды. Сберечь сердце и сосуды нам позволяют банальные правила: не надо курить, не надо объедаться, зато надо достаточно спать и если уж не заниматься спортом, то хотя бы двигаться. Тогда не будет проблем с головой в старости.
На заметку | |
---|---|
Еженедельные прогулки по 9–14 километров в молодости помогают сохранить память в старости. |
Работа у него была интересная, и чтобы выполнять ее хорошо, ему все время приходилось учиться чему-то новому. Когда человек учится, не важно, в каком возрасте, у него начинают работать те гены, которые были активны во время роста и развития организма в детстве и юности. Они дают команду, чтобы увеличивалась толщина коры мозга, создавались связи между нервными клетками, появлялись новые отростки у нейронов… Получается, что если мозг активно работает, он в любом возрасте продолжает развиваться.
Он умеет радоваться жизни. Когда мы испытываем положительные эмоции, мозг вырабатывает эндорфины – такие вещества, которые оберегают его же от действий стресса. К тому же эндорфины улучшают память. Но запастись ими впрок нельзя. Поэтому положительными эмоциями надо «подпитываться» постоянно.
Он философски относится к уколам судьбы и мелкие неприятности не принимает близко к сердцу. И тем защищает себя от стрессов, разрушающих клетки мозга.
Он достаточно разумен, чтобы прислушиваться к рекомендациям врачей. Следит за артериальным давлением, принимает лекарства, если в этом есть необходимость.