Планету Плюк из галактики Кин-дза-дза снимали в Каракумах недалеко от туркменского города Небит-Даг (сейчас Балканабад). Прямо посреди пустыни на протяжении 10 км выстроили декорацию, доставив из Москвы колесо обозрения, пепелац и прочие инопланетные объекты.
Леонова ограбили
«Чтобы добраться до места съёмок, надо было сначала лететь 4 часа на самолёте, потом 1,5 часа ехать на машине до Небит-Дага, а оттуда ещё около часа добираться вглубь пустыни», - рассказал Юрий Яковлев в документальном фильме «5 канала» «Кин-дза-дза. Территория Данелии». - С 6 до 10 часов утра в пустыне ещё можно было как-то существовать, но к 11 часам температура доходила до +60°С и работать становилось совсем невозможно».
От нестерпимой жары, каракумских песков и постоянных перелётов страдали все, но особенно трудно приходилось Евгению Леонову. К тому времени актёр перенёс несколько тяжелейших операций на сердце, был серьёзно болен, и для него съёмки в пустыне давались очень тяжело. Впрочем, Леонов не жаловался на условия работы и продолжал шутить даже тогда, когда его ограбили и оставили без личных вещей.
«Мы жили в небольшой совминовской гостинице на семь номеров, сами готовили еду на кухне, - рассказал «5 каналу» Леван Габриадзе, сыгравший в фильме роль Скрипача. - Однажды ночью кто-то зашёл в номер к Леонову и унёс все его вещи. Он остался в одних красных трусах, в которых спал. Кто-то дал ему брюки, кто-то - рубашку, кто-то - обувь. Так Леонов и ходил в чужих вещах. Кстати, ему всё подошло. Он был совсем нетолстым, как выглядел с экрана».
Пепелац пропал
Вообще-то работать в Каракумах должны были весной в более человеческих условиях, но съёмки пришлось отложить до лета. А виноват во всём пепелац. Летательный аппарат, сооружённый на «Мосфильме» из носовой части истребителя, отправили поездом из Москвы в Туркмению, и по дороге он потерялся. Железнодорожники не могли отыскать груз под странным названием «пепелац», пришлось подключить КГБ. В результате главного героя картины нашли лишь спустя полтора месяца на другом конце страны, во Владивостоке. Потом его наконец перевезли в пустыню, но на этом злоключения не закончились.
«Художник-постановщик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, чтобы он выглядел более достоверно, - рассказал «5 каналу» режиссёр картины Георгий Данелия. - Зажёг факел, начал коптить… и декорация загорелась. Еле потушили, но один бок всё-таки сгорел. Думал всё, катастрофа. Я в Москве-то с трудом достал стратегический материал для обшивки пепелаца, а где его найти в центре пустыни? Но нам повезло - отыскали его на местном военном аэродроме, залатали пробоину и начали съёмки».
«КУ!» могли запретить
Когда съёмки были в самом разгаре, скончался Брежнев, к власти пришёл Константин Устинович Черненко. Однажды прибегает на площадку перепуганный художник, кричит: «Придётся всё переснимать!» и показывает режиссёру газету «Правда». А там везде написано «К. У. Черненко». Думали заменить «Ку!» на «Ко!» или «Ка!», но генсек не дожил до конца съёмок, а у нового руководителя страны Андропова были другие инициалы. Так легендарное «Ку!» осталось в фильме.
Правда, одну сцену всё-таки пришлось переснять. По сценарию герои картины везли чачу, дружно напились и спьяну вместо Земли оказались на Альфе. Но, когда фильм был снят, развернулась антиалкогольная кампания, поэтому причиной попадания на другую планету сделали обычную неудачу, а чачу заменили на уксус.
Факты
«Кин-дза-дза!» провалился в прокате и занял всего 13-е место. Большинство зрителей не поняли картину. Многие ждали от Данелии комедии, похожей на «Джентльменов удачи», а получили трогательную философскую кинопритчу. Зато фильм поддержала молодёжь и быстро включила в свой лексикон фразы из него. Спички стали называть «кц», старые машины - пепелацами и обращаться друг к другу: «Ку!»
В фильме использовалось несколько пепелацев. Один летал, другой стоял в пустыне (из него выходили герои), а в третьем снимали внутренности аппарата. Кстати, пепелац придумали от грузинского слова «пепела» - «бабочка». В другом фильме Данелии, «Мимино», это название уже использовалось. Герой Кикабидзе в ответ на просьбу старухи перевезти корову стучит по вертолёту и кричит: «Пепела!»
Были разработаны эскизы костюмов, но оказалось, что пошивочный цех «Мосфильма» перегружен - все работали на картину Сергея Бондарчука «Борис Годунов». Данелия решил обойтись своими силами. Главным костюмом на планете Плюк стали тёплые майки и кальсоны фабрики «Заря», которые обесцветили в хлорке и местами выжгли. Лётчики подарили съёмочной группе старые лётные костюмы. Пружинки, подушечки, нейлоновые мешочки - всё пошло в ход. Пружинки носили во рту эцилоппы как боксёрскую капу, подушечки прикрепили к задам инопланетянок, мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесёмками. А чтобы Леонову не напекло голову, ему на макушку нацепили гульфик от лётного костюма.
Чтобы ускорить съёмки в пустыне, актёры репетировали в гостинице. Однако Данелия в свойственной ему манере часто менял всё на ходу. Актёры учили текст, а режиссёр ночью всё переписывал, и им приходилось заново знакомиться со сценарием.
Песня «На речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Евгений Леонов, когда его увозят в железном ящике, звучит во всех фильмах Георгия Данелии, где снимался этот актёр.