Примерное время чтения: 10 минут
1820

Новый сезон в Большом: классическая опера и неожиданный балет

Сергей Каптилкин / РИА Новости

Главный театр страны открывает новый, 239-й сезон — в воскресенье 14 сентября на исторической сцене Большого покажут оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов». На предстоящий сезон запланировано девять премьер — 6 оперных и 3 балетных — подробнее о них рассказывает АиФ.ru.

Новый музыкальный руководитель и юбилей Чайковского

Первой из шести новых постановок станет «Орлеанская дева» Петра Чайковского — опера в концертном исполнении Симфонического оркестра и хора Большого театра. И музыка, и либретто были написаны композитором в 1879 году, основой для произведения послужили одноимённая драма Фридриха Шиллера, драма «Жанна д’Арк» Барбье и опера Мерме. Описанная немецким драматургом и переведённая Жуковским на русский язык история героини, которой удалось повести за собой французскую армию и тем самым выиграть ключевое сражение Столетней войны, была популярна в России во второй половине XIX века. Почти одновременно с первой постановкой оперы в Мариинском театре в 1881 году спектакль по этой трагедии был сыгран в Малом театре — роль Жанны (Иоанны) исполняла Мария Ермолова. Чайковский, использовавший не только произведение Шиллера, но и другие источники, слегка изменил сюжет и финал немецкой трагедии: героиня погибает на костре, обвинённая своим же народом в сговоре с дьяволом, тогда как у Шиллера она гибнет от раны, окружённая своей армией. Премьера оперы Чайковского именно в этом сезоне не случайна — 7 мая 2015 года исполнится 175 лет со дня рождения композитора.

Премьера «Орлеанской девы» в Большом состоится 26 сентября — постановку представит музыкальный руководитель театра дирижёр Туган Сохиев, назначенный на эту должность в феврале 2014 года. Для него этот спектакль станет дебютом на сцене Большого. Уроженец Владикавказа Сохиев окончил Петербургскую консерваторию, где учился у профессора Ильи Мусина и где долгое время работал в Мариинском театре. Помимо этого, у Сохиева большой международный опыт: он является руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра в Берлине, приглашённым дирижёром Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, выступает в Европе и Америке.

Помимо «Орлеанской девы», Туган Сохиев встанет за дирижёрский пульт в ещё одной новой постановке Большого — опере Жоржа Бизе «Кармен», премьера которой назначена на 15 июля. Режиссёром этого спектакля станет Алексей Бородин. Кроме новых работ, Сохиев также займётся текущим репертуаром — будет дирижировать в «Богеме» и «Травиате».

28 ноября в Большом театре покажут оперу «История Кая и Герды» композитора Сергея Баневича — этот спектакль по мотивам сказки Андерсона «Снежная королева» будет предназначен прежде всего для детей. Режиссёром постановки стал Дмитрий Белянушкин, а дирижёром Антон Гришанин. Показывать «Историю Кая и Герды» будут на Новой сцене Большого, где в декабре также состоится премьера оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Работой над этой постановкой вместе с Большим театром занимались сразу несколько музыкальных коллективов — бельгийский Театр де ла Монне, Большой театр Женевы, Рейнская национальная опера и Оперный фестиваль в Экс-ан-Провансе. Потому многонациональным оказался и творческий коллектив, работавший над «Риголетто»: место дирижёра занял итальянец Эвелино Пидо, а режиссёром стал канадец Роберт Карсен, работавший как в оперных, так и в драматических театрах по всему миру.

27 февраля на сцене Большого театра появится ещё одна опера Чайковского — на этот раз «Пиковая дама» в постановке Льва Додина. Петербургский режиссёр ставил этот спектакль по повести Пушкина сначала в Нидерландской опере в Амстердаме, а позднее в Парижской национальной опере в 2005 году. Художником-постановщиком спектакля был ныне покойный сценограф Давид Боровский — именно эта версия и будет перенесена на сцену Большого театра в новом сезоне.

В апреле 2015 года на исторической сцене зазвучит музыка Моцарта — 24 числа здесь представят «Свадьбу Фигаро» в постановке худрука Театра им. Пушкина, режиссёра Евгения Писарева, и британского дирижёра Уильяма Лейси, который впервые выступал в Москве два года назад. В 2012 году он стоял за дирижёрским пультом на премьерных показах оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Шекспир и Лермонтов в танце

23 октября на исторической сцене покажут возобновлённую версию «Легенды о любви» — балета на музыку Арифа Меликова и либретто Юрия Григоровича и Назыма Хикмета, турецкого поэта и драматурга. Именно его драма «Ферхад и Ширин», написанная по старинной персидской легенде, легла в основу сюжета балета. Принцесса Ширин, младшая сестра царицы, тяжело больна — от недуга её избавляет таинственный незнакомец, однако взамен просит у царицы не драгоценности, а её красоту. Ради сестры она идёт на жертву, однако уже вскоре — после встречи с красавцем-художником Ферхадом — жалеет о своём решении. И царица мешает счастью Ширин и Ферхада, который, конечно, влюбился в исцелившуюся принцессу. Царица отправляет художника высоко в горы, прокладывать русло для реки, которая избавит город от засухи. С любимой герой сможет воссоединиться, лишь когда работа будет окончена — несмотря на разлуку, он не может предать свой народ и оставить его без воды. Премьера балета в постановке хореографа Юрия Григоровича состоялась в Большом театре в 1965 году.

Сцена из балета Арифа Меликова Легенда о любви . Ферхад заслуженный артист РСФСР Александр Ветров. Ширин народная артистка РСФСР Алла Михальченко. Государственный академический Большой театр СССР. 1989 год
Сцена из балета Арифа Меликова «Легенда о любви». Ферхад — заслуженный артист РСФСР Александр Ветров. Ширин — народная артистка РСФСР Алла Михальченко. Государственный академический Большой театр СССР. 1989 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

На Новой сцене во второй половине сезона состоятся сразу две балетные премьеры. Первой станет «Гамлет» — долгожданный спектакль молдавского хореографа Раду Поклитару, руководителя украинской труппы «Киев Модерн-балет», который этим летом привозил в Москву «Лебединое озеро». Мастерство хореографа можно было оценить и во время открытия Олимпиады в Сочи: именно он ставил один из самых красивых и запоминающихся отрывков церемонии, «Первый бал Наташи Ростовой». Вместе с Поклитару над либретто и балетом, в котором будет звучать музыка Шостаковича, работал режиссёр Деклан Доннелан. Британец — частый гость российских театров, его спектакли выходили в Малом драматическом театре в Петербурге, во МХАТе им. Горького, в Театре им. Пушкина. Доннелан участвовал в фестивалях «Золотая маска» и Чеховском, а также работал в Большом театре — в 2003 году он поставил здесь балет «Ромео и Джульетта».

Под конец сезона, 13 июня, на Новой сцене появится «Герой нашего времени». Музыку к этому балету по произведению Михаила Лермонтова, чей 200-летний юбилей празднуют в 2014 году, специально написал молодой композитор Илья Демуцкий. В качестве хореографа-постановщика выступит Юрий Посохов. А вот режиссёром спектакля, также написавшим к нему либретто и придумавшим декорации, стал Кирилл Серебренников — не новичок музыкальном театре. Он ставил «Фальстафа» в Мариинке и был режиссёром нескольких спектаклей дирижёра Теодора Курентзиса, а в 2011 году работал в Большом театре над оперой Римского-Корсакова «Золотой петушок». «Герой нашего времени» станет для Серебренникова первой балетной постановкой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах