Американская киноакадемия опубликовала на своем сайте критерии, которые должны соблюдать все кинокомпании, которые рассчитывают на то, что их фильм попадет в оскаровскую категорию «Лучший фильм». Эти критерии будут действительны для 96-й церемонии «Оскара» (она состоится в 2024 году), и у кинематографистов, которые рассчитывают получить самую престижную кинопремию мира, есть время подготовиться.
Что это за критерии?
Академия установила четыре стандарта, которые должны обеспечить большее присутствие в индустрии женщин, представителей различных рас, а также лиц с различной сексуальной ориентацией и инвалидов.
В первом стандарте («Стандарт А») речь идет об исполнителях главных ролей и ролей второго плана, об актерском ансамбле в целом и о главной сюжетной линии фильма. Так, в разделе А1 сказано: «Как минимум один из актеров главной роли или в значительной роли второго плана должен быть из недопредставленных расовых или этнических групп». Термин «недопредставленные группы» расшифровывается: это актеры из Азии, латиноамериканского происхождения, чернокожие или афроамериканцы, а также американские индейцы, коренные жители Гавайских островов и другие подобные группы.
В разделе А2 требования чуть строже: в актерском ансамбле фильма (имеются в виду актеры в эпизодических ролях и массовка) должно быть минимум 30% женщин, представителей расовых и этнических групп, представителей ЛГБТ-сообщества и лиц с физическими недостатками.
А раздел А3 посвящен сюжету фильма: в его центре должны быть женщины, а также всё те же представители ЛГБТ-сообщества, этнических меньшинств или инвалиды.
Примерно о том же говорится в остальных стандартах. Так, «Стандарт B» определяет требования к съемочной группе фильма: нужны два представителя меньшинств на ведущих позициях (оператор, гример, декоратор и тому подобное) и один — из других этнических групп. Также есть опция ввести в состав съемочной группы не меньше 30% представителей меньшинств.
В «Стандарте C» речь идет о том, чтобы дать различным меньшинствам возможность проходить платную стажировку во время работы над фильмом, а в «Стандарте D» — о разнообразии среди сотрудников самой кинокомпании, производящей фильмы.
Отметим, что в Академии не требуют, чтобы кинокомпании и создатели фильмов соответствовали всем установленным критериям. Так, в «Стандарте A» и «Стандарте B» нужно выполнить один раздел из трех, чтобы эти стандарты сочли выполненными. Ну а для допуска к оскаровской категории «Лучший фильм» нужно соответствовать двум стандартам из четырех.
Для чего это нужно Американской киноакадемии
«Оскар» долгое время не обращал внимания на борьбу за равноправие. Правда, «женские» категории в нем были с самого начала. Но, например, чернокожие актеры дождались победы на этой премии достаточно поздно. Так, «Оскар» лучшему актеру Сидни Пуатье получил лишь в 1963 году, а Холли Берри стала лучшей актрисой в 2001 году. Впрочем, «Оскар» достаточно редко поощрял женщин-режиссеров и режиссеров других рас, а тема гомосексуальности долгое время была предметом высмеивания в различных комедиях.
Связанный с отсутствием разнообразия скандал на «Оскаре» случился в 2016 году. Тогда две церемонии подряд в актерские номинации (лучшие актриса и актер, лучшие актриса и актер второго плана) попадали только белые актеры и актрисы. Их черные коллеги оставались за бортом премии ещё на этапе отбора, что, разумеется, их возмутило. Тогда в соцсетях стал популярным хэштег «„Оскар“ слишком белый», многие известные черные актеры призывали к бойкоту очередной церемонии. В общем, премия Американской киноакадемии пережила не лучшие месяцы.
Последовали оргвыводы: руководители Академии сообщили, что решили расширить её состав за счет различных меньшинств, чтобы обеспечить то самое разнообразие. Особо это не помогло, но волна протестов на какое-то время была сбита, хотя «Оскар» периодически критиковали за «недопредставленность». Но недостаточно громко, наверное.
Критерии от BAFTA
Любопытно, что первыми критерии вовлеченности меньшинств представили в Англии: уже в декабре 2016 года Британский институт кино и телевидения (BAFTA) опубликовал ряд положений, которым должны соответствовать фильмы, чтобы институт вообще их рассматривал в качестве претендентов на свою премию (третью по значимости в киномире после «Оскара» и «Золотого глобуса»). Речь шла об увеличении присутствия в съемочной группе и среди актеров групп, которые до этого были «недостаточно представлены в киноиндустрии», то есть этнических меньшинств, женщин, представителей ЛГБТ-сообщества и инвалидов. Всё как сейчас на «Оскаре».
Те правила от BAFTA вступали в силу не немедленно по принятии, конечно, всё же цикл производства фильмов занимает годы. Но уже с 2019 года британцы изучают составы команд, работавших над картинами, на предмет их соответствия озвученным критериям. Правда, следует отметить, что речь идет всего о двух номинация кинопремии BAFTA: «Лучший британский фильм» и «Лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера». В остальных категориях награды вручаются по старым правилам, то есть на разнообразие никто не смотрит. Любопытно, что лучшим британским фильмом на церемонии 2020 года была признана военная драма Сэма Мендеса «1917».
В этом году к кинопремии присоединилась и награда BAFTA за лучшие компьютерные игры: было объявлено, что вручение BAFTA Games Awards-2021 пройдет с учетом требования разнообразия. Но опять же только в номинации «Лучшая британская игра». Может, в будущем эти критерии будут распространены на все категории наград, но пока что в Британии, видимо, понимают, что заставить разработчиков и кинематографистов всех стран обеспечивать требуемую «диверсити» в нынешних условиях попросту невозможно. А вот своих, британских, можно и нужно.
Организаторы «Оскара», кстати, и не скрывают, что «списали» свои стандарты у британцев, правда, адаптировали их под свои нужды. Во время премиальных циклов 2022 и 2023 годов будет собираться статистика кинопроизводителей, а с премии 2024 года соответствие стандартам станет обязательным для тех, кто захочет стать «лучшим фильмом».