И.Р.: - Это был сон, настоящая сказка. Он абсолютно простой и человечный. Ален Делон прекрасно понимал, как мы все волновались при встрече с таким человеком, как он. Когда он пришёл на съёмочную площадку, подарил мне две розы, так я их как гербарий сохранила! А вообще во Франции, конечно, фантастическое отношение к женщине. Там у меня был гримёр Жюль, который работал с очень многими известными актёрами. И вот был такой случай. Жюль трудится над моим гримом, и тут на съёмочную площадку приходит Ален Делон. Я взметнулась: «Пора заканчивать!» Я не из тех актрис, кто будет докрашивать последнюю ресницу, когда её вся группа ждёт. А Жюль попросил переводчицу передать мне: «Скажите Ирине, что во Франции неважно - Делон или не Делон: если женщине нужно два-три часа на грим, её все будут ждать».
«ТВ-Гид»: - Скажите, Делон по-прежнему всё тот же герой-любовник, каким мы привыкли его видеть, или он уже увядающий мужчина?
И.Р.: - Нет! У него горящие глаза! Эта гвардия не сдаётся! Когда его пригласили на грим, он ответил: «Какой грим? Мне грим? Мой грим - мои мешки и морщины».
«ТВ-Гид»: - Трудностей перевода не возникало?
И.Р.: - Я продукт того времени, когда иностранные языки не были популярными. В моде была музыка, и я ею занималась. Все мы знаем, как в то время получали пятёрки по иностранному языку - прежде всего за мастерство актёра. А знаний, конечно, у нас очень мало. Поэтому с Аленом Делоном мы общались через переводчика, что не отменяло языка жестов, взглядов, которые порой говорят больше, чем переводчик. Так что можно было общаться и по-другому. Мы с ним как-то стояли вдвоём, и он мне говорит: «Лонг». Ну, «лонг» я знаю: по-английски - длинная. А потом добавил: «Это здорово, потому что у нас актрисы все очень маленькие». На что я ему ответила: «А у меня, наоборот, партнёры в России все очень маленькие! По пальцам перечесть высоких можно».
«ТВ-Гид»: - Как вам удалось не стать заложницей одной роли?
Факты | |
---|---|
|
И.Р.: - Просто я готова браться за совершенно разные роли. Этому меня еще великий Леонид Филатов научил. Однажды меня пригласили на очень маленькую роль. В этой картине снимался и Филатов. Он мне тогда сказал: «Работай! Ну и что, что роль маленькая. На моей памяти столько прекрасных талантливых актёров так ничего и не добились, всю жизнь дожидаясь Гамлета». На самом деле Гамлета или Офелию можно сыграть даже в самой маленькой роли. Я это понимаю, и с годами мне стало ещё интереснее браться за что-то новое, неожиданное. Именно так у меня случилось с «Ворошиловским стрелком» Станислава Говорухина. Он позвал меня на такую, казалось бы, отвратительную роль. Я понимала, что полстраны меня будет ненавидеть после неё. Но, когда я прочитала сценарий, мне очень захотелось рассказать о судьбе этого человека. И вообще я не боюсь играть негодяев. Напротив, такие роли я люблю и называю их «таблетками». Сыграешь - и как будто очистился, сразу хочется быть лучше.
«ТВ-Гид»: - А в фильме «С Новым годом, мамы!» у вас, наоборот, крайне положительная роль.
И.Р.: - Да, я там играю маму очень хорошего сына (его сыграл Павел Воля. - Ред.). Моя героиня - педагог французского языка в провинциальном городе. Она всегда мечтала поехать в Париж, и сын осуществляет её заветное желание. Кстати, Паша сыграл хорошего сына в картине и оказался чудесным сыном в жизни. На съёмки в Париж он приехал вместе со своим отцом, к которому относится с невероятным уважением! Я до этого момента с Пашей Волей не встречалась. Когда мы познакомились, была приятно удивлена. Он действительно стал мне как сын. Я ему так и сказала: «Пашка, мы с тобой теперь родственники!»
«ТВ-Гид»: - Вы такая же хорошая дочь?
И.Р.: - Работа работой, но, когда у меня появляется свободная минутка, я обязательно еду к маме. Она живёт в Рязани, но ощущение такое, будто мы не расстаёмся. В какой бы стране мира ни была, я всегда на связи. Для меня очень важно, чтобы близкие, любимые люди находились рядом. Если в детстве мы дети своих родителей, то сейчас, наоборот, мы становимся их родителями и должны заботиться о них, как они - о нас. Я вообще считаю, что люди взрослеют, только когда понимают это. Для меня, как и для любого нормального человека, родители - самое главное в жизни. Поэтому, когда я узнала идею фильма, сразу же согласилась сниматься.
«ТВ-Гид»: - Для роли не побоялись изменить свой имидж?
И.Р.: - Я не боюсь быть на экране некрасивой. Например, 2 года назад я снялась в фильме «Террор любовью», где моей героине было 70 лет. Если есть интересный предмет, о котором можно рассказать, я готова на всё!
«ТВ-Гид»: - А в реальной жизни тоже неважно, насколько молодо вы выглядите?
И.Р.: - Молодая у нас душа, а всё остальное - проходящее! Если в душе гармония, вы и выглядите потрясающе. Это гораздо важнее и эффективнее любых косметических процедур!
«ТВ-Гид»: - Вы ощущаете себя популярной?
И.Р.: - Меня узнают, конечно. Но я очень люблю свободу. Я спокойно хожу по магазинам, могу не краситься и слиться с толпой, но меня всё равно узнают по голосу. И это хорошо. Для меня люди, которых я встречаю на улице или всё в тех же магазинах, - это мой народ. Не хочу обманывать и пугать его какими-то там нарядами. Мне стыдно! Я человек из другого поколения, поэтому для меня эта показуха просто неприлична.
Личная жизнь
Будучи студенткой ГИТИСа, Ирина Розанова вышла замуж за будущего режиссёра Евгения Каменьковича. Их брак продержался 2 года. На съёмках фильма «Гамбринус» в 1989 г. она начала встречаться с режиссёром Дмитрием Месхиевым, но и с ним через несколько лет разошлась. На «Кинотавре» Ирина познакомилась со вторым официальным мужем - бизнесменом Тимуром, с которым даже обвенчалась в Израиле. Отношения между супругами разладились, когда беременность Ирины закончилась выкидышем. В итоге Розанова ушла от мужа. Третьим супругом актрисы стал оператор Григорий Беленький, который снимал её в «Детях понедельника». Он сделал Ирине предложение, когда работал над фильмом Эльдара Рязанова «Старые клячи». Этот брак также закончился разводом. Творческие личности не смогли ужиться под одной крышей. В 2006 г. на съёмках «Танкера «Танго» у Розановой начался роман с режиссёром Бахтияром Худойназаровым. Он предлагал актрисе узаконить отношения, но она так и не решилась пойти с ним в загс. Ирина и Бахтияр прожили несколько лет в гражданском браке, но в 2011 г. расстались.
Актриса с пелёнок
Проблема выбора профессии перед Ириной Розановой никогда не стояла. Её детство прошло за театральными кулисами, родители брали её с собой на гастроли, она знала все спектакли наизусть. Впервые на сцену Ирина вышла вместе со своей мамой в возрасте 5 лет. А уже через год, выучив роль из спектакля «Дженни Герхард», пришла к директору театра и предложила сыграть Весту. Мама отговаривала дочь от актёрской карьеры, предлагала окончить музыкальное училище, но это было бесполезно. Ирина не видела для себя другого пути и сразу после школы уехала в Москву поступать в ГИТИС. Первая попытка оказалась неудачной, и ей пришлось вернуться в Рязань. В 19 лет со второй попытки она стала студенткой вожделенного вуза.