aif.ru counter

«Иисус Христос — суперзвезда» и ещё пять классических рок-опер

АиФ.ru вспоминает самые лучшие рок-оперы в истории музыки и театра.

«Иисус Христос — суперзвезда» в театре имени Моссовета. 1991 год.
«Иисус Христос — суперзвезда» в театре имени Моссовета. 1991 год. © / Александр Макаров / РИА Новости

11 июля 1971 года в Питтсбурге состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Годом ранее переложенный композитором Эндрю Ллойдом Уэббером и либреттистом Тимом Райсом на музыку рассказ о семи последних днях жизни Христа — от въезда в Иерусалим до распятия — был выпущен в виде альбома, главную партию на котором пел фронтмен Deep Purple Йен Гиллан. Пластинка возглавила чарты, а мюзикл начал своё победное шествие по планете — от Бродвея до Москвы, где «Суперзвезду» ставили дважды, в Моссовете и в Театре Стаса Намина, и других городов России.

Так как верующие существовали во все время, то и их чувства периодически оскорбляли различные произведения искусства. Уэббер и Райс не отрицали, что их история не о Боге, а о человеке и в целом имеет мало отношения к религии. Ко всему прочему, поющие апостолы и все прочие герои смахивали на хиппи — к началу 70-х движение «детей цветов» ещё было вполне актуальной субкультурой. Неудивительно, что церковь отозвалась о рок-опере как об антихристианской и отказала создателям в надежде на спасение. Однако все негативные отзывы потонули в дружном интернациональном хоре, распевающем на разных языках заглавную композицию.

«Иисус Христос — суперзвезда» окончательно отделил жанр рок-оперы с её гитарными соло и прочими «запилами» от всеобъемлющего понятия «мюзикл», тем более что истоки этого театрального направления искать нужно в истории музыкальной. Идея переносить свои концептуальные альбомы на сцену и превращать концерт в своего рода театрализованное представление появилась почти одновременно с самой модой на такого рода пластинки в конце 60-х годов. АиФ.ru составил список лучших рок-опер всех времён и народов.

«Томми» (Tommy), The Who (1969)

Британцы The Who одними из первых освоили жанр рок-оперы, записав в этом жанре свой четвёртый студийный альбом. По легенде, идея пластинки родилась у Пита Таунсенда после отказа от наркотиков и знакомства с индийскими мистиками, пропагандирующими отказ от всего земного, ведущий к просветлению. Эту идею нетрудно разглядеть и в сюжете «Томми». Став свидетелем того, как отец убивает любовника матери, маленький Томми теряет голос, зрение и слух, терпит издевательства и унижения со стороны родственников и знакомых, а в результате открывает в себе способности к игре в пинбол, превращая свои умения и знания в основу для культа. Даже обретя вновь способность говорить и слышать, Томми призывает последователей играть вслепую, утверждая, что только так можно достигнуть его уровня. Непонимающие люди от поклонения переходят к ненависти, но Томми уже всё равно — он достигает просветления, и его сознание окончательно покидает наш бренный мир. Вся эта метафорическая история то ли о новом мессии, то ли о судьбе рок-звезды была тяжела для восприятия на слух, однако всё изменилось с первыми концертными выступлениями. Оригинальное издание включало в себя 24 композиции и завершалось душеспасительной арией «See Me, Feel Me», которую The Who впервые исполнили вживую на фестивале Woodstock на восходе солнца — о том, сколько людей достигли просветления в тот момент, история умалчивает.

В 1979 году рок-опера была поставлена в Лондоне, а 1993 — на сцене одного из театров на Бродвее. Но ещё раньше, в 1975 году, альбом был экранизирован — одноимённый фильм снял британец Кен Рассел, а главную роль исполнил вокалист The Who Роджер Долтри. Сложная религиозно-мистическая музыкальная концепция как нельзя лучше подошла барочной киностилистике Рассела, который разбавил бытовые сцены психоделическими видениями и пригласил на роль пинбольного волшебника, которым является Томми, Элтона Джона. Фильм Рассела, впрочем, гораздо больше, чем просто набор ярких картинок, — сотрудничая с самими музыкантами, режиссёр сумел уловить смысл их послания и рассказать историю, по сути, целого поколения.

«Квадрофрения» (Quadrophenia), The Who, 1973

В 1973 году the Who выпустили свою вторую рок-оперу «Квадрофрения» (Quadrophenia), посвящённую мод-движению середины 60-х. Многие считают этот альбом лучшим и в истории жанра, и в дискографии группы, так как именно здесь Таунсенду и компании удалось достичь более осмысленного, а следовательно, тонкого звучания. Более того, тема в «Квадрофрении» была ближе и понятнее, нежели отвлечённая философская идея «Томми»: история бунтующих британских подростков как отражение молодёжного движения в целом. Эта пластинка The Who также стала фильмом, который снял в 1979 году Фрэнк Роддэм. Однако, в отличие от «Томми», эта экранизация является скорее обычными художественным фильмом, сюжет которого основан на сюжете альбома и в котором за кадром звучит соответствующая музыка, но никак не рок-оперой.

«Стена» (The Wall), Pink Floyd, 1979

Самый очевидный пример рок-оперы — одиннадцатый студийный альбом великих Pink Floyd и настоящий концентрат всех переживаний сочинившего его Роджера Уотерса. Неудивительно, что после этого группа, по сути, пережила распад, а The Wall стал последним альбомом, записанным в «золотом» составе — после выпуска пластинки коллектив покинул клавишник Ричард Райт.

Лирический герой пластинки, состоящей из 2 частей и 26 композиций, — мальчик Пинк Флойд, живущий с матерью, которая чрезмерно его опекает. Он ненавидит школу, где учителя только и делают, что подавляют личности своих учеников — так что лучше уж вообще без образования (We don’t need no education/Teachers leave them kids alone) — и в результате отгораживается от общества невидимой стеной отчуждения. Сочинение Уотерса носит исповедальный характер — к тому момент музыкант в полной мере оценил все достоинства и недостатки статуса рок-идола.

Альбом был экранизирован в 1982 году режиссёром Аланом Паркером, который совместно с Уотерсом снял довольно абстрактное кинополотно с сюрреалистическими анимационными вставками и музыкой Pink Floyd за кадром. Действие фильма разворачивается в номере отеля, где скрывается доведённый до отчаяния рокер Пинк. Рок-притча об обществе, подавляющем личность, и попутно обо всех тяготах жизни в свете софитов. В финале стена, конечно, разрушена, но это вовсе не означает, что из обломков не будет построена новая.

«Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса» (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars), Дэвид Боуи, 1972

Мастер перевоплощений, музыкальных и сценических, Дэвид Боуи посвятил свою первую рок-оперу приключениями придуманного им героя, марсианина и рок-звезды Зигги Стардаста. По задумке, именно он должен стать вестником скорой гибели планеты, он видит сны о пришествии людей из космоса, становится пророком и в итоге погибает прямо на сцене. Помимо путаной и трагической истории, Боуи потрудился и над внешним видом, преобразившись в андрогинное существо с красными волосами, макияжем, вдохновлённым японским театром кабуки, и в блестящем глэм-рок наряде. Вообще, по рассказам самого музыканта, источников для вдохновения было немало, а непосредственное влияние на появление персонажа Зигги оказали друзья и коллеги-музыканты — Игги Поп и Марк Болан.

Несмотря на то, что изначально история, рассказанная в альбоме, может показаться не более, чем научно-фантастической сказкой или, на худой конец, апокалиптической притчей, на деле это всё то же, что и в случае со «Стеной» Pink Floyd, рассуждение на тему губительной славы, которая, помимо удовольствия, несёт с собой разрушение — секс, наркотики и рок-н-ролл в чистом виде. Не зря речь в названии альбома идёт о взлёте и падении — вполне конкретного, в данном случае, рок-идола по имени Зигги Стардаст. А учитывая, что сам Боуи имел свойство полностью растворяться в своих лирических героях, то эту рок-оперу также можно считать своего рода исповедью.

«Американский идиот» (American Idiot), Green Day, 2004

Может, и не самый великий из концептуальных альбомов, и уж точно не гениальный в сравнении с описанными выше, но тем не менее единственный стоящий из написанных в новом тысячелетии. Для одних сюжет, придуманный Билли Джо Армстронгом, — его собственная история, изложенная как житие «Иисуса из пригорода». Другие видят альбом политическим заявлением и высказыванием против политики Джорджа Буша — время выхода пластинки вполне подтверждает эту теорию. Так или иначе, а в красоте и стройности структуры «Американскому идиоту» не откажешь — лирические баллады соседствуют с яростным панк-роком.

Билли Джо признавался, что задумывал пластинку с прицелом на последующую постановку. Сценическая версия рок-оперы появилась на Бродвее в 2009 году и рассказывала о подростках из Нью-Йорка, ищущих своё место в жизни — любовь, война и прочие неприятности. Спектакль, поставленный режиссёром Риком Мейром, завоевал несколько наград Tony, а сам Билли Джо Армстронг несколько раз выходил на сцену в одной из эпизодических, но ключевых ролей.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актере Викторе Власове?
  2. Можно ли одновременно эффективно работать и сидеть в гаджетах?
  3. В каких странах опасно пить воду из-под крана?


Самое интересное в регионах
Роскачество

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0