Примерное время чтения: 10 минут
385

Владимир Полупанов: Не врите нам, пожалуйста, божьи засланцы

ТВ-ГИД № 23. Сергей Астахов: «С актёрами не дружу. Слишком хорошо их знаю» 05/06/2013
Кадр из сериала «ТВ-Гид»

Возможно, эти телепроекты и задумывались как экранизация криминальных историй из жизни. Но сюжеты и в «До суда», и в сериале «Не ври мне» бывают настолько неправдоподобными, что поневоле возникают сомнения в их подлинности. У меня есть подозрение, что преимущественно это фантазии сценаристов, которые в меру отпущенного им таланта причудливо «окошмаривают» или приукрашивают, в зависимости от поставленных задач, «реальные истории реальных людей».

Альфонс Егор и стоматолог

Вот пример одной из таких историй проекта «Не ври мне» со счастливым концом, что большая редкость на нашем ТВ. 37-летняя владелица стоматологической клиники Елена Торопова вернулась домой с отдыха в Геленджике, что называется, на крыльях любви. На курорте она познакомилась с 27-летним массажистом Егором Ивановым, который в течение месяца «массировал» женщине не только тело, но, судя по всему, ещё и мозг. Ухажёр был настолько откровенен с новой знакомой, что признался ей: он должен кому-то крупную сумму денег. И очарованная пылким молодым мужчиной врач-стоматолог ссудила ему наличные. Взамен Егор обещал жениться на ней, но не приехал в назначенный день на свидание. А когда он ещё и отключил мобильный телефон, женщина вдруг стала медленно прозревать. Потом ко всему прочему Елена обнаружила пропажу банковской карточки, на которой сама же нацарапала пин-код... И у неё впервые появились подозрения: а не связалась ли она с брачным аферистом?.. Но верить в это всё равно отказывалась до последнего.

Пострадавшая написала два заявления - сначала о пропаже человека, потом о пропаже карты и денег. Позже выяснилось, что таких заявлений у следователя несколько. Женщины жаловались на массажиста с татуировкой на плече, который представлялся разными фамилиями. Неизменным было одно - он охмурял состоятельных барышень и выуживал из них день­ги. «Какой же он гад, а я дура!» - в конце концов восклицает в объектив камеры пострадавшая. В свой день рождения получила SMS-сообщение от Егора, присланное с неизвестного номера: «Кредитку взял я. Забери заявление, я всё объясню позже. Егор».

Затем аферист сам пожаловал в клинику, где его и арестовали. Выяснилось, что настоящая фамилия преступника Сулимовский. На очной ставке Егор признался Елене, что он просто пользовался ей, как и многими другими женщинами. Узнав настоящий адрес героя-любовника, стоматолог отправилась в областной центр в жилище афериста. Но, стоя перед дверью дома, женщина засомневалась в том, правильно ли она поступает. «Я вдруг поняла, что боюсь идти в квартиру Егора: а  вдруг он правда женат, а жена дома? Что я ей скажу? Так и топталась на месте полчаса». А вместе с женщиной «топталась» и вся съёмочная группа.

И всё же она решилась войти. Дверь ей открыл папа афериста, который прямо на пороге сказал, что Егор в командировке, а его жена уже полгода в больнице после аварии. Оказалось, благодаря своим «командировкам» в Геленджик, Анапу и Сочи Егор не только оплачивает дорогостоящее лечение жены, но и содержит дочь и безработного 50-летнего отца.

«Я поняла, что Егор оказался хорошим человеком,  добрым, понимающим. Поняла, что любовь - это не обиды и ревность, а понимание и прощение». После чего Елена поехала и забрала заявление. И тогда следователь показал женщине запись с камеры видеонаблюдения, как с её карты снимает деньги... нет, не аферист-массажист, а Антон - бойфренд её дочери. «Блин, зачем я взял эту карточку... Но, с другой стороны, как было не взять, если пин-код прямо на ней написан. У меня огромный карточный долг, а тут такая возможность», - говорит в камеру Антон.

Финал этой истории по­трясает своей невероятностью. Егор приехал к Елене и рассказал, что, оказывается, с женой он давно не живёт, но после аварии не может оставить её без финансовой поддерж­ки.

«Когда я встретил Лену, я понял, что по-настоящему влюбился», - признался аферист. В результате стоматолог и альфонс поженились, и было им счастье... А бывшая жена Егора вышла замуж за лечащего врача и уехала с ним за границу (бросив при этом дочь).

«Очень рад за сына, Лена чистая, нежная, непредвзятая», - говорит 50-летний безработный отец Егора. «Это редкость - встретить такого человека!» - восклицает Елена. Какой вывод должен сделать зритель, посмотревший эту слезливую «завиральную» историю? Что женщины, даже если они и владеют стоматологической клиникой и им уже 37 лет, всё равно остаются дурами до конца жизни, верящими в любовь с первого раза, и готовы прощать молодым жиголо и обман, и предательство, и всё остальное? А вообще этот проект о том, что нас окружают одни мерзавцы и негодяи, способные на любую подлость. Даже родные дети, братья-сёстры, родители могут в любой момент продать, предать и всячески подставить. Поэтому нужно смотреть сериал «Не ври мне» и быть всё время начеку.

Зритель, помни: даже в  тот самый момент, к­огда ты вникаешь в жизненные перипетии героев этого проекта, с твоей карточки уже кто-то (возможно, даже твой сын-подлюка) снимает д­ень­ги! 

До суда

Схожий (именно своей неправдоподобностью) проект существует и на канале НТВ. Главные действующие лица криминально-психологического триллера «До суда» - психолог и юрист, которые «выступают в качестве объективных и беспристрастных посредников» в разрешении неразрешимых, казалось бы, ситуаций. Называют этих людей медиаторами - от слова «медиация». Дело в том, что в начале 2011 года вступил в силу закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». И у зрителей НТВ теперь есть возможность «понаблюдать за тем, как работают профессиональные посредники-медиаторы».

По окончании расследования психолог и юрист приглашают конфликтующие стороны к себе в офис, где и происходит процедура примирения. Сторонам разъясняется суть конфликта, предлагаются наиболее приемлемые пути его разрешения.

В одном из выпусков сериала «До суда» была поведана такая история. На встрече одноклассников вдруг возникла ссора. Опоздавший на застолье мужчина (назовём его Борис), «большая шишка в налоговой», без объяснения причин обозвал студенческого друга (Гришу) «свиньёй» и нанёс ему удар в челюсть. Позже выяснилось, что налоговик ударил товарища за то, что последний в студенческие годы написал донос, из-за которого наносившего удар отчислили из института.

Убитый горем пострадавший вернулся домой и впал в глубочайшую депрессию. Даже пытался свести счёты с жизнью, включив на кухне газ. По признанию жены, он не выходит из дома, ни с кем не разговаривает. «Я просто не знаю, что делать... Помирите мужа с его другом», - чуть ли не плачет женщина в кадре. И снова перед зрителем разворачивается коллизия в жанре фэнтези... 

Однажды ещё не отчисленный из института Борис пришёл к своей возлюбленной в гости. Пока она наводила марафет в ванной, он захотел в туалет. Поскольку ванная (совмещённая с санузлом) была занята, наш герой вышел в соседнюю комнату, где не горел свет, а работал только телевизор, где и справил малую нужду в кадку с пальмой. Позже выяснилось, что в комнате находились родители барышни, ставшие свидетелями конфуза. Папа девушки к тому же оказался братом ректора института, в котором учился Борис. Во все эти детали терпеливо вникают медиаторы, пытающиеся установить истину - за что же был отчислен Борис: за малую нужду в кадку или из-за доноса друга? Повествование делает такие зигзаги, что у зрителя случается ментальное обрушение, чего уж говорить про медиаторов, которые во всём этом пытаются разобраться.

Финал получился неожиданным. Выяснилось, что это был не донос, а просто записка другу, в которой Григорий в шутливой форме утверждал, что он не является отцом внебрачного ребёнка однокурсницы, а настоящим отцом является Борис, ныне «большая шишка в налоговой». Записку эту нашли в документах ректора института после его смерти. И подложила её туда другая однокурсница, мотив которой был такой: она хотела получить должность Бориса. Поэтому она всё грамотно просчитала: подложила записку в документы, её обнаружила женщина, родившая внебрачного ребёнка, это письмо затем было обнародовано на встрече одноклассников, Борис ударил Григория ни за что, а потом ещё и отказался от должности...    

В результате, как говорит один из героев этого выпуска, ничего хорошего из этого не получилось. Видно, что это самая настоящая халтура. Например, когда пострадавший Григорий дома пьёт горькую, у него на подбородке заметна гематома от удара, а на злополучной встрече одноклассников сразу же после удара этой гематомы нет. Возможно, он, уже будучи дома, сам себя так наказал. При этом герои всё время в кадре что-то пьют и курят. Чаще водку, реже пиво. «До суда» идёт в дневное время. Поэтому у меня сразу же возник вопрос: разве у нас не действует закон, ограждающий детей от вредной информации? Или на эту продукцию НТВ он не распространяется?

В одной из серий медиаторы говорят, что их встречи и разговоры с враждующими сторонами носят конфиденциальный характер. Ха-ха-ха! А это ничего, что потом все эти истории с разговорами детально экранизируют и показывают на НТВ? Нарушается один из главных принципов медиации. Цитирую: «Процедура медиации негласна. Никто не может быть допущен к информации и письменным материалам, собранным в ходе переговоров. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон. Медиатор может разглашать конфиденциальную информацию, полученную от одной стороны, другой стороне только с согласия первой».

И главное, из сериала непонятно, сколько стоят услуги этих «добрых ангелов», или, как они сами себя называют, «божьих посланников». Подравшиеся одноклассники что, не могли сами во всём разобраться? Так и хочется попросить производителей этих сериалов: «Не врите нам, пожалуйста, божьи засланцы». 

 

 
Владимир Полупанов

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах