aif.ru counter

Вежливый отказ: музеи делят украденные произведения искусства

Присваивать чужие ценности - в порядке вещей?

Статуи Парфенона, хранящие в Британском музее. Фото: www.globallookpress.com

Набирает обороты «музейный скандал», связанный с желанием перенести картины из Эрмитажа в Москву, чтобы, как утверждают некоторые, реабилитировать разгромленный некогда Сталиным музей. Но не возникнет ли соблазн воспользоваться ситуацией и начать музейный передел?

«Я боюсь прецедента, поскольку этим могут воспользоваться не только музеи, - говорит директор ГИМ Алексей Левыкин. - Есть риск, что тему возврата так называемого трофейного искусства поднимут частные лица. Если мы соглашаемся на то, что можно забрать работы из Эрмитажа в Москву, это означает, что мы готовы выслушать требования о возвращении работ из музейных коллекций их бывшим владельцам или их наследникам».

Мы сделали подборку самых ярких примеров, которые могли бы стать яблоком раздора.

Германия

Янтарная комната Янтарная комната. Фото www.russianlook.com

В Германии не сгорали от желания вернуть СССР, скажем, сокровища Псково-Печерского монастыря, картины из Русского музея или Янтарную комнату. Более того, когда в ФРГ нашёлся энтузиаст возврата последней, с ним случилась неприятная история. Фермер, кладо­искатель и писатель Георг Штайн несколько десятилетий своей жизни посвятил поискам Янтарной комнаты. Попутно ему удалось обнаружить сокровища Псково-Печерской лавры. Когда история просочилась в газеты, Штайна принялись травить, обзывая пустым фантазёром, но чаще - лжецом и предателем. Тем не менее он смог добиться возврата православных сокровищ в Москву. Когда Штайн продолжил поиски Янтарной комнаты, немецкие власти поняли: фермер может её не только обнаружить, но и попытаться вернуть. 20 августа 1987 г. труп Штайна был найден в развалинах одного из зам­ков Баварии. Причина смерти - несколько ударов ножом в живот.

Швеция

Codex Gigas Codex Gigas. Фото www.globallookpress.com

Северных соседей принято считать образцом политкорректно­сти. Так-то оно так, но только пока дело не касается возврата награбленного. В Стокгольме до сих пор хранится знаменитая «Библия дьявола», она же Codex Gigas, - уникальный манускрипт XIII в., захваченный среди прочего войсками шведского генерала Кёнигс­марка во время взятия Праги в 1648 г. Между прочим, этот случай долгое время считался эталоном военного свинства - его ещё называли «самым бессовестным ограблением тысячелетия». Чехи поднимали вопрос о возврате в XIX в. Тщетно. В ХХ в. даже Вацлав Гавел, диссидент, боровшийся с СССР и ставший в результате президентом, так и не смог одолеть шведскую жадность.

Франция

Луксорский обелиск на Площади Согласия в Париже Луксорский обелиск на Площади Согласия в Париже. Фото с сайта wikipedia.org

О калибре наглости французов говорит тот факт, что вывезенный из Египта ещё Наполеоном Луксорский обелиск по-прежнему красуется в центре парижской площади Согласия. Собственно же сокровища фараонов, награбленные корсиканцем, вообще трудно поддаются подсчёту. И хотя глава египетского совета по древностям Захи Хавас заявлял, что «испортит жизнь» тем музеям, которые отказываются вернуть ценности, не происходит почти ничего. Кстати, Франция должна не только Египту, но и своей соседке Италии. Среди итальянцев популярно горькое выражение: «Эрмитаж - единственный музей, заплативший за итальянские произведения искусства. Лувр же не платит никому».

США

Статуя Атлет из Фано Статуя «Атлет из Фано». Фото с сайта wikipedia.org

Пока суды США грозят России штрафными санкциями, на них самих пытается давить Италия. И, надо сказать, небезуспешно. Штаты выступили здесь не как грабитель, а как скупщик краденого, что, впрочем, ничуть не лучше. Речь идёт об уникальной эллинистической статуе, которую назвали «Атлет из Фано». Её выловили близ одноимённого города в 1964 г. Спустя 10 лет статую видели в Германии, в Англии, а в 1977 г. она обосновалась в музее Гетти. С тех пор власти Италии забросали музей сотнями воззваний о возвращении краденого. И только в этом году им удалось убедить Гене­рального прокурора США в правомочности своих требований. Но что решит американский суд? Могут и не отдать...

Великобритания

Хранящиеся в Британском музее статуи из Афин Хранящиеся в Британском музее статуи из Афин. Фото www.globallookpress.com

Об англичанах со времён Робин Гуда ходит поговорка: «Они славятся умением моментально нарисовать мишень вокруг случайно воткнувшейся стрелы». Да уж, в изворотливости им не откажешь. Когда посол Британской империи в Турции лорд Элджин изъявил желание похозяйничать в Афинах, султан выдал ему разрешение. В том месте, где оговаривался объём вывозимого, стояла фраза, которую можно было перевести двояко - и как «некоторое количество», и как «любое число». Надо ли говорить, что британец ограбил вообще до чёрного волоса. И вот уже в течение двухсот лет сокровища Парфенона находятся в Британии, которая возвращать ничего не собирается. Не сделали послабления даже после Второй мировой - а ведь греки сражались в союзе с англичанами...

Украина

Картина Мартино Альтомонте. Изображение с сайта wikipedia.org

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй. Братья-славяне, украинцы и поляки, надо полагать, решили не ввязываться в игру по-крупному, а заняться мелкими разборками между собой. Польша требует переместить серию батальных полотен италь­янца Альтомонте из Львов­ской галереи искусств в костёл Св. Лаврентия, который находится в Львовской же области. Доля истины в этом есть - Альтамонте действительно писал картины специально под формат этого костёла. Но украинцы упираются, полагая, что, стоит католикам получить картины, они тут же пере­правят их в Польшу.

Читайте также



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Мария Гиллиланд
    |
    09:21
    23.07.2013
    0
    +
    -
    НИКТО. НИКОМУ. НИЧЕГО. НЕ ВОЗВРАЩАЕТ. Точка. Ну, кроме нас, дураков, - вернули шедевры (да и еще и тщательно отреставрированые умельцами) Дрезденской Галерее. А так - выдвигают иски, но все остается на месте, у себя "за пазухой". Рассказываю: моя бабушка в 1957 году руководила проведением декады литературы и искусства Туркмении в Москве. Республика очень тщательно готовилась, с пошивом костюмов помогал Ленинградский оперный театр. От народных художников, наряду с изображениями чабанов и передовиков производства, потребовали портрет народного туркменского поэта Махтумкули. И оказалось, что не только его подлинное изображение, но и все оригиналы стихов находятся в Британском музее - который не только не вернул, но даже никогда не выставлял. Может быть сейчас, когда Тукменистан стал независимым государством, ресурсы и влияние этой страны помогут им обрести облик и рукописи своего единственного поэта Махтумкули. И мы бы порадовались, вместе! А в свое время мудрые искусствоведы "разбросали" картины неугодных режиму художников по союзным республикам ("Карнавал" Сомова в Одесском музее!), тем самым спасая их от уничтожения или продажи за рубеж - и надо же, такая напасть: не возвращают! Повезло Сарьяну - со своим музеем и со своим народом: счастливая судьба и художника, и человека. К слову, в 1957 году туркменские художники не подкачали и написали образ поэта, с честью выполнив государственный заказ.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что будет, если не оформлять СНИЛС?
  2. Как долго в Москве продержится тепло?
  3. Что за сеть подземных ходов обнаружили на курильском острове Итуруп?


Самое интересное в регионах