В администрацию президента Российской Федерации поступил на рассмотрение проект программы «Основы государственной культурной политики», созданный Министерством культуры. Несмотря на то, что при составлении документа учитывались мнения различных деятелей искусства и множества общественных организаций, проект вызвал серьёзную дискуссию в обществе — особенно острую реакцию вызвал тезис «Россия не Европа», который содержится в тексте. Кто-то сразу подверг критике и это утверждение, и содержание всего документа в целом, часть деятелей поддержала концепцию «Основ», а некоторые высказали надежду, что после принятия проекта преступность в стране снизится, а культура перестанет быть «фастфудом». О том, чего на самом деле ждать от «Основ государственной культурной политики» и почему этот документ важен, АиФ.ru рассказали эксперты.
Николай Бурляев
Кинорежиссёр, актёр театра и кино, президент Международного кинофорума «Золотой витязь», президент Славянского творческого союза.
– «Основы государственной культурной политики» — это долгожданный документ. Без государственной культурной политики мы жили почти четверть перестроечного века и пришли к тому, что в обществе зашкаливают все показатели негативных явлений: преступность, наркомания, самоубийства, педофилия, гомосексуализм и множество других социальных пороков. Это именно плоды отсутствия конкретной культурной политики.
На то, чтобы задуматься о выработке основ государственной политики, сподвигли различные институты: об этом просили многие общественные организации, это же рекомендовал и Патриарший совет по культуре. Сотням деятелей культуры, в том числе и мне, задавали вопрос, как мы видим государственную культурную политику. Я ответил, что лично для себя выработал понимание, какой должна быть культурная политика, 22 года тому назад — когда учредил Международный кинофорум «Золотой витязь» и сделал его девизом слова: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Вот и вся политика — вот то самое зёрнышко, из которого государство должно проращивать своё отношение ко всем видам искусства: кино, театру, музыке, литературе, живописи — ко всему. Пользуясь этим критерием, очень легко понять, принесёт ли какой-то фильм или выставка пользу. Будет понятно, что, когда в Министерство культуры обращаются художники из Санкт-Петербурга из группы «Война», с тем чтобы нарисовать на санкт-петербургском мосту фаллос, министерство не будет это поддерживать, как поддерживало до сих пор. Вот этого безобразия — той жизни без образа Божьего — не должно быть в России.
Пётр Толстой
Член Общественной палаты РФ.
Лично я «Основы государственной культурной политики» поддерживаю — этот документ кажется мне достаточно внятным и констатирующим очевидные вещи. Не знаю, что в нём в итоге будет оставлено, а что в результате обсуждения исчезнет, но главное — чтобы была «выхолощена» суть. А для меня суть в том, что Россия — не Европа, а отдельная, самобытная, богатая цивилизация, которая будет развиваться своим путём, не копируя какие-то западные образцы, не догоняя Португалию, а опираясь на свою тысячелетнюю историю, на тот культурный код, который передаётся из поколения в поколение.
Александр Мельник
Кинорежиссёр, член гильдии кинорежиссёров России.
– Сейчас настал такой момент в развитии общества, нашего государства и государственности, чтобы мы задумались о том, что происходит в культурном пространстве: какие книги, песни, фильмы выходят. На заседании Общественного совета я был как-то внутренне рад тому, что осуществляется попытка поговорить на эту тему, вынести это на общественное обсуждение. Мы часто говорим в быту, что всё уже надоело, что все фильмы и песни сейчас одинаковые, одинаковые шутки и пошлости. Вот такой фастфуд — превратили культуру в средство, которым можно заткнуть голод и двигаться дальше. В связи с этим остаётся всё меньше и меньше времени и желания употреблять какую-то более «серьёзную» культурную пищу, размышлять на важные темы.
Один из ключевых моментов «Основ» — обращение к своим истокам, корням. Мы уже почти 25 лет экспериментируем, пытаясь «встроить» русскую культуру в мировую культуру, чтобы делать кино «как в Голливуде». Мы попытались освоить западные площадки, на которых якобы должны были зарабатывать деньги, чтобы наша культура была более самостоятельной, брала призы, фиксировала достижения… Но при этом перестали быть интересны миру, утратили свою «русскость», перестали быть самодостаточными в культурном пространстве. Поэтому нужно вернуться к тому, что является для любого человека, живущего в русском пространстве и культуре, ключевым.
Сейчас мы заканчиваем картину, которую снимали на Севере. Мы долго прожили там в экспедициях и хотим рассказать о чём-то, что позволит человеку с Севера чувствовать себя немножко лучше. Джек Лондон мог писать о людях, которые существуют в героической обстановке, и всем это нравилось. Так почему мы не можем рассказать о своих героях? У нас их много.
Когда после Вьетнамской войны в США очень сильно упал набор в армию, американцы сняли фильм «Солдат Джейн». Фильм заказной, у них это обычная практика. Условно говоря, Пентагон заказывает фильм, его делают, он выходит на экраны, и после этого все американские «балбесы», которым нечем заняться в жизни после того, как им исполнилось 20 лет, двинули записываться в армию, потому что там такие девчонки крутые служат и там есть настоящее братство. Система сработала на формирование элитных частей американской армии — вот это полезно для государства, на это нужно тратить деньги. На мой взгляд, всё, что позволяет удерживать земли, осваивать пространства, воспитывать людей, учить, лечить, — то полезно и должно поощряться. Всё, что ведёт к деградации общественного сознания и деградации нашего «я», к разрушению национальных отношений, разрывам и склокам, — «неполезно». Я согласен с постулатом о том, что пусть растут цветы, но поливать мы будем те, которые нам больше нужны.