Волны общественного возмущения, что отечественные «звезды» берут огромные гонорары за свои выступления, но при этом часто поют под «фанеру», пока ни к чему конкретному в России не привели.
Не было слышно ни об одном штрафе и ни об одном судебном деле, где бы исполнитель отвечал за то, что, по сути, обманывал на своем концерте публику, которая уж точно пришла послушать живой голос, а не запись.
Штраф и отлучение от сцены
А вот в соседнем с Россией Китае «фанерщик» в два счета распрощается со сценой. Перемены в Поднебесной, где артисты также грешили пением под уже записанные треки, начались после Олимпиады в Пекине. На церемонии открытия Игр разразился мощный скандал. Выяснилось, что 9-летняя Лин Миока, восхитившая миллионы зрителей по всему миру, на деле открывала рот под запись 7-летней Янг Пей. Лин предложили вместо Янг, потому что у нее ровные зубы и красивая улыбка. И все это было согласовано на самом верху. Но покатилась мощнейшая волна народного негодования, мол, зачем учить детей врать. И свое веское слово сказало Министерство культуры КНР, введя новые правила. В Поднебесной у артиста теперь отзывается лицензия (да, у них еще и лицензия для выступления на сцене нужна), если он пойман за «пением под фанеру» больше одного раза в течение двух лет. В культурном ведомстве страны сочли, что «пение под фонограмму серьезно нарушает права потребителей и наносит непоправимый урон этике всей индустрии развлечений».
Если китайский певец впервые попадается на использовании фонограммы, ему грозит солидный денежный штраф, ну, а во второй — он уже распрощается со своей профессиональной деятельностью. Также в Китае могут пострадать и организаторы концертов под «фанеру». В первый раз они отделаются штрафом, а во втором тоже лишатся лицензии на занятия концертной деятельностью. В общем, любой артист в подобных условиях раз сто подумает: а оно ему надо — так подставляться?
К слову, еще до принятия жестких мер в отношении любителей фонограммы в среде китайских музыкантов уже шла дискуссия на эту тему. Ряд местных рок-групп предлагали бойкотировать музыкантов, «поющих под фанеру», но тему закрыли. И все потому, что в Китае, как и в России, для многих исполнителей, в том числе и тех, кто выступает на различных официальных концертах по случаю национальных праздников, стало привычным петь под «фанеру». И лишь законодательные меры смогли искоренить эту практику.
Больше не смогут халтурить
Озаботились проблемой выступления под «фанеру» и во многих бывших советских республиках. Так, в Киргизии с 1 января 2023 года запрещено петь под фонограмму в госучреждениях и на массовых мероприятиях. На деле это значит, что в театрах, спортивных учреждениях, концертных залах, кинозалах, клубах, музеях артист должен петь живьем. И точка. В опубликованном приказе говорится: «Во всех государственных культурных и образовательных учреждениях, находящихся в ведении министерства, в концертных программах, культурно-массовых мероприятиях, независимо от собственных или арендованных выступлений, вокальные выступления должны исполняться вживую».
За неисполнение закона ответственность будет нести не только певец, но и руководители учреждений, где будут проходить концерты.
В Таджикистане использование фонограмм на концертах запретили в 2007 году. В список мероприятий, где певцы больше не могут позволить себе халтурить, вошли художественные программы государственного, республиканского, областного, городского и районного масштаба, а также концерты, спектакли и даже свадебные мероприятия. В качестве основной причины введения запрета в Таджикистане назвали «отрицательное влияние фонограммной звуковой записи на развитие песенно-музыкального искусства». И тут не поспоришь.
Единственное, где при определенных обстоятельствах в Таджикистане разрешено использование «минусовой» записи — это студийная запись телевизионных программ и на стадионах.
«Фанеру» запретили даже на свадьбах
В Туркмении запретили выступать под фонограмму в 2005 году. Это сделал своим указом президент страны Сапармурат Ниязов. Он объяснил свое решение желанием «защитить истинные культурные ценности от чужеродных факторов». По слухам, после одного из правительственных концертов, включавших в себя выступления под фонограмму, Ниязов устроил скандал его организаторам и участникам.
После этого артистов обязали петь вживую не только на государственных праздниках, но также и на телевидении и на всех мероприятиях, организуемых в общественных учреждениях и в местах массового скопления граждан. Контроль за исполнением указа президента страны осуществляет Минкульт, а также администрации областей и столицы, на чьих площадках проходят концерты.
В Узбекистане в 2018 году запретили фонограмму на государственных праздниках. Власти объяснили это необходимостью «прервать сложившуюся среди исполнителей „неблаговидную“ традицию — петь на таких важных мероприятиях под фонограмму».
Их — в дверь, они — в окно
В Казахстане меры против использования «фанеры» значительно мягче. В этой стране были приняты поправки, которые обязали предупреждать зрителей концертов об использовании фонограммы.
К слову, в России, чьи артисты любят гастролировать в Казахстане, в законе содержится подобная норма. Еще в 1999 году отечественные законодатели приняли закон «О защите прав потребителей», где в 10-й статье содержатся знаменитые поправки Иосифа Кобзона о том, что каждый исполнитель должен информировать зрителя о том, поет он вживую или все-таки под фонограмму. Но это, увы, никак не уменьшило количество «фанеры» в российском шоу-бизнесе. И все потому, что наказания за нарушение этой статьи не существует. Нет, как в Китае, угрозы, что певца отлучат от сцены.
Борются, как могут, с фанерщиками и в Азербайджане.
Приказом министра культуры и прославленного советского певца Полада Бюль-Бюль оглы во Дворце имени Гейдара Алиева, на главной концертной площадке страны, было запрещено использование фонограмм. Это все равно, если бы фонограмму запретили в Кремлевском дворце. В Азербайджане после этого приказа ряд «звезд» просто перестали давать концерты там, где «фанеру» запретили, переместившись на другие площадки Баку. Тогда управление культуры азербайджанской столицы запретило использование фонограммы во всех концертных залах столицы, находящихся в ведении ведомства. В итоге для любителей «фанеры» остались лишь коммерческие площадки.