Примерное время чтения: 9 минут
5176

Почему на Ренату Литвинову не идут зрители?

Рената Литвинова. Кадр из фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Суббота, вечер. Кинотеатр в центре Москвы - в ТЦ «Европейский». Идет всего третий день проката фильма «Последняя сказка Риты» и первый его уик-энд. В небольшом зале занято не более 15% мест. Зал почти пуст.

Постер фильма Последняя сказка Риты Постер фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Новая картина Ренаты Литвиновой уже была показана на Каннском кинофестивале, уже вызвала ажиотаж и восторженные отзывы критиков на Московском кинофестивале, уже представилась международной публике на Одесском кинофестивале... А «в народ» фильм вышел только сейчас, с 18 октября. За первые выходные проката, по данным создателя фильма, киноторговой компании «Вольга», картина собрала 5 217 803 рублей. Это очень и очень немного.

Почему?

Потому что в жизни Ренаты Литвиновой фильм «Последняя сказка Риты» раз навсегда обозначил новый этап. Назад пути нет - если только, конечно, человек верен себе.

Популярность Литвиновой среди широкой публики еще десять лет назад была огромной. Эпатажная, странная, манерная, красивая, смешная - ее вынесло на волнах славы, как выносило тогда всех странных и эпатажных вроде Светланы Конеген, Сергея Зверева и других. На «Вишневый сад» в МХТ с ее участием было невозможно попасть - кассы одолевали поклонницы актрисы. Но Литвинова не вписалась ни в одни рамки шоу-бизнеса - и выпала из обоймы сиюминутной славы. С чем ее можно только поздравить. Предыдущий фильм «Богиня: как я полюбила» был сделан нутром, сердцем - но среди посмотревших его было слишком много тех, кто искал в нем скандальную кинодиву. Искал - и не нашел, и больше не ищет. Так что путь к настоящему собственному творчеству у Литвиновой открыт только теперь. С нуля.

Фильм начинается с той зимы, которая бывает только в России, только в глубинке. Тишина заснеженных полей, засыпанные ели, снег глушит шум шин... Из автомобиля выходит она. Каракулевая шапка, каракулевая шубка с силуэтом а-ля русская купчиха... В фильме Ренаты вообще будет много а-ля рюс. Будут длинные косы, которые без конца плетут и приглаживают. Будут вязаные платки, дореволюционные шапки, круглые алые щеки, кокошник из диковинных перьев... Все это отлично сочетается с модными аксессуарами, дорогими тканями и изящной современной обувью. Традиционный русский платок хорошо смотрится с современным дизайнерским платьем.

Маргарита Готье (Ольга Кузина). Кадр из фильма Последняя сказка Риты Маргарита Готье (Ольга Кузина). Кадр из фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Быстро станет понятно, что Литвинова - очень русский режиссер и человек. Русский не в лубочном смысле, не в патриотически-наносном. Ее персонажи прошагали прямо из России купеческой, деревенской, царской, потом советской - к нам сюда. Минуя цифровую эру, обойдя поток языковых заимствований из английского и не попав в поколение пепси. Оставшись старыми, стали новыми. Сохранив корни, обросли новыми ветвями. А сама Литвинова, какой бы дивой из высших сфер не казалась, очень хорошо знает и чувствует, в какой стране живет она и все мы. Ее фильм воссоздает мир очень реальный и конкретный, всем знакомый, в отличие от выдуманного, выхолощенного, какой так часто нам показывает современное отечественное кино. Хоть в этом мире и пробита сквозная дыра в космические пространства смерти.

Итак, Рита Готье (актриса Ольга Кузина), которая попадает в больницу с неизвестным диагнозом и вскоре умирает. Аварийный корпус больницы №20, атмосфера этой больницы, железные кровати, скучная, нудная собрание-«пятиминутка», наброшенные на плечи куртки, уставшие от самих себя врачи, вечная тусклая зима... В фильме не говорят о деньгах, компьютерах и мобильных телефонах: чего о них говорить, если ни у кого нет ни того, ни другого, ни третьего. А вот про смерть говорится через слово, фильм ведь о смерти. Так что же - мрак, депрессия, тоска?

Кадр из фильма Последняя сказка Риты Кадр из фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Нет! Литвинова сняла фильм, полный ярких красок, очень тонкого юмора и пародий, даже на саму себя. Она тот мастер, который создает собственную вселенную. Своим режиссером может быть только она сама. Она сама совершает ошибки (кое-где сценарий бессильно провисает). Сама ставит себе сверхзадачу роли. Ангела смерти, которую она играет в картине, нельзя было играть серьезно. Своим знаменитым скрипучим голосом она говорит, рассказывая о «деле» Маргариты Готье: «В мире людей я старалась вести себя как люди. Не могла отказаться от выпивки - это в больнице было традицией. Не могла отказаться от свиданий с мужчинами, в связи с чем моя земная оболочка очень пострадала и даже была повреждена...».

И уж точно комичная фраза с театральной литвиновской паузой «я влюбляюсь... необратимо!» уйдет в народ. Ушла бы... Если бы народ был пошире в своих взглядах.

Литвинова сняла почти спектакль. Реальная жизнь управляется невидимым режиссером, который сам ставит декорации и в нужные моменты регулирует мизансцены. Поэтому, когда Рита Готье перед смертью идет с подругами (одну из подруг играет Татьяна Друбич) в кафе и хочет прочитать завещание, ей как нарочно создаются соответствующие декорации. За кадром сотрудницы кафе бормочат: «Нам тут нужно ширму примерить, вам не помешает?» И за спиной у героини возникает алая ткань, на фоне которой зачитывание завещания выглядит совсем уж фатально: маково-красное платье актрисы, по-королевски тщательно уложенные волосы, бледность лица, четкость губ - и этот красный шелк вокруг. Готье ставит точку - и ткань сдергивают, будто опускают занавес.

Подруга Риты (Татьяна Друбич). Кадр из фильма Последняя сказка Риты Подруга Риты (Татьяна Друбич). Кадр из фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Музыка Земфиры в картине очень узнаваема и уместна, она снимает излишний пафос и придает определенного тепла. Узнаваемы вечные старушки, работающие в родной больнице десятки лет. Узнаваемо народное возмущение: «Такой ужасный город, ужасные власти или кто это, мэр? Который рушит все красивые здания». Сквозь волшебное радио Ангел смерти, как таксист через радиосвязь, получает список снесенных московских домов: «Никитский бульвар, дом 6. Снесен. Большая Никитская, дом 17. Разрушен...» В фильме исторические здания названы «проходами». Такая простая и красивая мысль: может, и правда через старый город к нам приходит нечто невидимое, некие высшие силы? И чем меньше остается особняков, тем меньше у нас космоса...

Тому зрителю, который все же решился заглянуть в мир Ренаты Литвиновой, но которому скучны все неземные рассуждения о жизни и смерти, будет достаточно посмотреть фильм без звука - благодаря красоте картинки и общему стилю. Литвинова сняла для нас мир без джинсов, мир, где женщинам в длинных платьях, на каблуках, в шляпках, в шелках и туманах удобнее, чем в тапочках. Здесь даже у бабулек маникюр и в кольцах узкая рука. Литвинова точно знает, что красиво, а что уродливо - но и то, и другое становится предметом ее интереса.

Возлюбленный Риты (Николай Хомерики) и Ангел смерти (Рената Литвинова). Кадр из фильма Последняя сказка Риты Возлюбленный Риты (Николай Хомерики) и Ангел смерти (Рената Литвинова). Кадр из фильма «Последняя сказка Риты». Фото компании компании «Вольга»

Минздрав не предупреждает. Буквально в каждом кадре кто-нибудь курит! Курят все, и женщины, и мужчины, и врачи, и смертельно больные. Поначалу это выглядит потрясающе привлекательно. Курит беспрестанно и красавица Рита Готье. Ее диагноз не называется, но вопросов ни у кого не возникнет, отчего она умерла: своей подруге во сне она является с головным убором из десятков дымящихся сигарет, в суровом суконном пальто, со страшными тенями под глазами.

А уж окончательно флер с курения спадет, когда при вскрытии недавно умершей Риты Готье молодой врач, снимая окровавленные перчатки, вынет изо рта окурок, кинет его, еще дымящийся, трупу в живот и скажет: «Зашивайте». Вот уж точно - легкий способ бросить курить.

Так почему же на «Последнюю сказку Риты» плохо идет зритель? Потому же, почему в начале ХХ века народ массово читал не Чехова, а беллетриста Арцыбашева. У Литвиновой нет ни экшна, ни простенького юмора, ни кровавых драк. Массовому зрителю с Литвиновой не по пути. Никакая слава не поможет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах