В 87 лет спина как натянутая струна. Правда, ходит, опираясь на палочку. Зато голос легко перекрывает любой шум – в Малом театре, в котором служит всю жизнь и которым руководит вот уже 35 лет, актёров учили играть на совесть, чтобы тебя было слышно на последнем ряду балкона без «костылей»-микрофонов.
Вера Пашенная и украденные деньги
Наставницей Соломина в Театральном училище им. Щепкина была легендарная Вера Пашенная. Её имя знала вся страна, а сама Пашенная знала по имени-отчеству всех 700 человек – актёров и сотрудников Малого театра, в котором служила с 1907 г. На вопрос, как ей это удаётся, отвечала: «Со мной каждый в театре при встрече здоровается. А я в ответ что, буду отвечать: «Здравствуй, душечка?»
– Поступать в Москву из родной Читы я поехал вместе с папой. Прошёл два отборочных тура, готовился к третьему. Но случилась неприятность – у папы на вокзале украли деньги и документы. Жить в Москве было не на что. Нужно было уезжать домой. Папа предложил пойти прямо к художественному руководителю курса – Вере Пашенной. Я попал к ней на приём и объяснил, что либо она берёт меня сейчас на курс без третьего тура, либо я уезжаю домой. Она улыбнулась и сказала: «Ну, оставайся!»
Во время Великой Отечественной Веру Николаевну делегировали возглавить группы артистов, которые выступали на фронте. Первыми туда отправились актёры Малого театра: Михаил Жаров, Николай Анненков, Игорь Ильинский, Елена Гоголева.
С последней на фронте произошёл такой случай. Когда уже отыграли спектакль и вышли на поклоны, в помещение зашёл лётчик. Елена Николаевна Гоголева поинтересовалась, почему он не смотрел спектакль. Ей рассказали, что он очень хотел прийти, но был на задании, атаковал вражеские части. Тогда Гоголева собрала артистов, и труппа отыграла представление второй раз – для этого бойца.
«Малый театр – фронту»
В 1943 г. артисты Малого собрали миллион рублей для создания авиаэскадрильи. И летом 1944-го на подмосковном аэродроме выстроились 12 «Яков». На борту каждого было написано: «Малый театр – фронту». В дальнейшем в театр приходили письма-рапорты о количестве сбитых немецких машин.
Сейчас артисты Малого театра одними из первых отправились с гастролями в освобождённые в ходе СВО районы. Кроме того, театр стал участником проекта «Открытый занавес» – когда средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР.
– Я следил и слежу за политикой. И очень переживаю, видя, какое уродство и безобразие творит украинское руководство. Киев бросает воевать стариков, многие из которых тут же сдаются в плен. А как относиться к новостям о том, что на Украине отлавливают 16-летних ребят, хотя они не хотят идти в армию, прячутся?
Как только был освобождён Луганск, наш театр поехал туда с двумя спектаклями Островского. Хотя нашлись отдельные личности, которые пытались на эти гастроли не поехать. Но я сказал твёрдо: «Либо ты едешь, либо уходишь, а мы введём на эту роль нового исполнителя. Другого варианта быть не может». И этот артист остался. Я сейчас слежу, во что он вырастет дальше. Его решение остаться с театром меня вдохновило – значит, не зря он учился у нас в училище, не зря работал много лет с нами. Вернувшиеся с гастролей из Луганска артисты рассказывали, что нигде их так горячо не встречали, как в этом городе.
Почему Куросава выбрал Соломина
Картина японского режиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала», главную роль в котором – путешественника Владимира Арсеньева – сыграл Соломин, в 1976 г. получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». У самого Куросавы отношения с Голливудом были непростые: приглашённый работать туда, Куросава расторг контракт с продюсерами по идейным соображениям, заплатив огромную неустойку.
– Когда Акира Куросава приехал в СССР для съёмок «Дерсу Узала», «Мосфильм» представил ему шесть популярных советских артистов для выбора на главную роль. Я был шестым в списке. Куросава попросил продемонстрировать лучшие киноработы кандидатов. Потом мне рассказали, что ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства», после чего он решил посмотреть сериал целиком. И утвердил меня на роль без всяких худсоветов.
А вот артиста на роль охотника Дерсу Узала искали долго, пока на пробы не позвали актёра Максима Мунзука из Тувы. Помню, как он впервые заглянул к нам со словами: «Здратути!» И мы все покатились от хохота. Потом мы с ним очень подружились.
Как заболел историей Маклая
У самого Соломина любимый фильм вовсе не «Адъютант его превосходительства», не «ТАСС уполномочен заявить...» и не «Хождение по мукам», а лента «Берег его жизни».
– Прочитав книгу о Миклухо-Маклае, я буквально заболел этим героем. «Человек с планеты Луна» – так аборигены Новой Гвинеи называли путешественника. Решил сам снимать картину. Обивал пороги начальства, везде ходил с заветной книгой. Когда у меня кто-то просил её почитать – не давал, боялся, что не вернут.
Видимо, я так заразительно рассказывал о путешественнике, что в итоге меня утвердили режиссёром. А вот героя на главную роль так и не нашли. И тогда большой телевизионный начальник сказал мне: «Сам и сыграй!» И я сыграл.