Сам Этуш говорил, что у него два дня рождения: один — 6 мая 1922 года, второй — 6 мая, но годом позже. После гражданской войны учёт новорожденных со стороны государства был осложнён, а некоторые семьи предпочитали записывать мальчиков годом позже, чтобы ко времени призыва в армию они успели окрепнуть. Так поступили и родители Этуша, поэтому народный артист на вопросы о своём возрасте обычно отвечал в свойственной ему ироничной манере: «Официально я существую с 1923 года».
Памяти Владимира Этуша: лучшие роли народного артиста
С малых лет Этуш увлёкся театральным искусством и принимал участие во всех постановках местного драматического кружка. С выбором будущей профессии проблем не возникло, однако Этушу не удалось поступить в ГИТИС самостоятельно. К ужасу уверенного в собственных силах абитуриента, он не нашёл свою фамилию в списке студентов первого курса. На помощь пришёл режиссёр Рубен Николаевич Симонов, с чьей племянницей в то время дружил Этуш. С «подачи» художественного руководителя Театра имени Е. Б. Вахтангова будущую знаменитость зачислили в Щукинское училище.
В этом же училище Этуш встретил начало Великой Отечественной войны. И хотя у артиста была броня, в сентябре 1941 года он добровольцем отправился на фронт. «На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. <…> Однажды один из бойцов нашего полка получил ранение в лёгкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него… Как мне это забыть?», — вспоминал знаменитый актёр.
Этуш побывал в гуще боевых действий на Кавказе и был ранен в Запорожской области, откуда со второй группой инвалидности его демобилизовали в Москву. В 1944 году в старенькой шинельке и с палочкой Этуш вновь появился на пороге Щукинского училища. Но на этот раз «блат» не понадобился, участника Великой Отечественной войны с лёгкостью восстановили на четвёртый курс.
Больше с театром Этуш никогда не расставался. После училища молодой артист поступил в труппу Театра Вахтангова, где сразу стал одним из ведущих актёров.
Национальный герой
«Киноактёры — это спринтеры, театральные актёры — бегуны на длинные дистанции», — любил повторять Этуш. Сам он был и тем, и другим.
Долгое время главной страстью народного артиста СССР оставался театр. Свою первую роль в кино по нынешним меркам он сыграл достаточно поздно — в 30 лет. Дебютной киноработой театрального актёра стал Сеид-Али в исторической картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». Но талантливого артиста никто не заметил, поэтому в следующие 13 лет он сыграл всего три новые кинороли.
Раз и навсегда жизнь Этуша изменила комедийная роль заведующего райкомхозом товарища Саахова в «Кавказской пленнице». Забавно, но сыграв череду образов южных мужчин, от судьбоносной роли актёр сперва хотел отказаться: «Ещё парочка таких типажей, и я всю оставшуюся жизнь буду играть только темпераментных брюнетов». Но режиссёру комедии Леониду Гайдаю удалось его переубедить: «Вот у меня ещё одного сыграешь, а потом и решай!».
После просмотра «Кавказской пленницы» многие знакомые предупреждали артиста, чтобы он был осторожен. «Кавказцы могут и побить», — говорили они. Но вышло совсем наоборот: «Как-то пришёл на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне», — вспоминал народный артист, в одночасье ставший национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье.
Теперь новые предложения о съёмках сыпались на Этуша одно за другим. Актёру приходилось буквально разрываться на части, чтобы совмещать работу в любимом театре с кино. И хотя роли ему предлагали самые разнообразные, чаще всего встречались хитрые, алчные или нечистые на руку персонажи — полная противоположность доверчивому артисту.
Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино», инженер Брунс в «12 стульях», принц Бурухтан Второй-Второй в «Неисправимом лгуне», герр Гофман в «Дела давно минувших дней», король в «Старой, старой сказке» — эти и многие другие фильмы с участием Этуша вошли в копилку лучших образцов советского кинематографа. А Антона Семёновича Шпака из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», искромётные реплики которого актёр придумывал сам прямо во время съёмок, до сих пор цитирует вся страна: «Всё, что нажито непосильным трудом…».
«Всё, что нажито…»
«Всё, что нажито…» — так называется и автобиография народного артиста, в которой 85-летний художественный руководитель Театрального института им. Бориса Щукина подводил итоги и делился с читателями сокровенными историями. В своей книге народный артист не смог обойти вниманием современную жизнь, вызывающую у него противоречивые чувства.
«Думаю, что это за времена, когда, с одной стороны вокруг полнейшее изобилие, а “духовная составляющая”, как теперь говорят, “ниже плинтуса”. Подлинное искусство заняло глухую оборону, а те, которые сам себя называют “творцами”, распались на несколько лагерей и постоянно собачатся друг с другом. И с театром тоже что-то происходит. Вроде как скоро и не будет никакого театра, которому я посвятил жизнь», — с сожалением писал народный артист.
Однако Этуш не относился к тем актёрам, которые пережили собственную славу и окончили дни в полном забвении или нищете. Показательно, что когда в 2007 году неизвестные в реальной жизни «обчистили» квартиру «товарища Шпака», через некоторое время они вернули награбленное вместе с запиской: «Уважаемый Этуш! Извините нас, мы были вынуждены это сделать. Вещи были заложены. Возвращаем часть. Остальное вернём потом».
Даже в современном мире и даже среди преступников советская знаменитость оставался несклоняемым авторитетом. Его появление на сцене театра или на экранах телевизора у зрителей вызывало массу положительных эмоций. Этуша боготворили, ему подражали, его любили.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.