После встречи с Александром Лукашенко он заявил, что с удовольствием пожил бы в Белоруссии «среди крестьян». И - улетел в Россию, в Иркутск, куда его вместе с Фанни Ардан - сыграть премьерный спектакль - пригласил на свой фестиваль «Звёзды на Байкале» пианист Денис Мацуев. Перед началом действа у корреспондента «АиФ» появилась возможность побеседовать с Депардье.
Звучание тишины
Дарья Галеева, «АиФ»:Господин Депардье, почему для фестиваля «Звёзды на Байкале» вы выбрали именно эту пьесу?
Жерар Депардье: Этот спектакль - «Музыка» - очень созвучен с тем, о чём говорил Денис Мацуев, рассказывая о манере игры Рихтера: сначала - долгое ожидание, а потом кульминация - нота соль. Это история разведённой пары, которая встретилась после разлуки... Понимаете, любые отношения, любовь - это всегда музыка. Маргерит Дюрас, написавшая пьесу, - очень особенный автор в этом смысле. У неё есть чувствительность, присущая именно музыкантам. В спектакль вплетены моменты тишины или тихого голоса, и это тот случай, когда тишина многозначна.
- Режиссёр спектакля и ваш партнёр по площадке - Фанни Ардан. Легко ли работать под руководством женщины?
- Фанни - невероятный партнёр по сцене: такая мягкая, послушная, прекрасная. Но когда она становится режиссёром, то превращается в подобие Валерия Гергиева. Она становится очень сильной, жёсткой. И непременно получает то, что ей от вас нужно.
Французское настроение. Жерар Депардье и Фанни Ардан побывали на Байкале
Мне очень нравится, когда режиссёр - женщина. Вообще нравится, когда мною руководит женщина! Мы сделали уже 6 фильмов с драматургом Маргерит Дюрас, и мне кажется, что у представительницы прекрасного пола всегда есть смелость, возможность соблазнять и мощная сила, которая позволяет ей командовать. У меня были и русские, и английские режиссёры-женщины, и я уверен, что женская режиссура интереснее мужской, потому что иногда у женщин, что называется, крепче яйца. (Смеётся.)
- Россияне любят французские фильмы за то, что они сняты с большим вкусом, чувственностью и тонким юмором. А как бы вы сегодня оценили французский и русский кинематограф?
- С появлением эры Интернета очень многое изменилось. Сейчас мы всё чаще видим фильмы, которые больше похожи на клипы. Или же большие зрелищные картины, главные герои которых - выдуманные персонажи типа Бэтмена. Это многим интересно, несмотря на то что там огромное количество насилия. Зачастую обилие таких фильмов совершенно не оставляет места для исторического кино или небольших картин о любви, таких как фильм «Соседка», который все любят и в котором как раз мы играли вместе с Фанни Ардан. Или как другие картины Франсуа Трюфо.
Американцы заполонили экраны, и многие даже не знают, что в такой стране, как, например, Нигерия, производят по 800 фильмов в год. Американская киноиндустрия достигает своей цели, потому что молодые люди потребляют не только их кино, но и огромное количество американской продукции типа колы. Однако эта индустриализация кинематографа приводит к тому, что всё становится до жути одинаковым, и здесь очень важно защищать свою культуру.
Особенно это актуально для России. У вас богатейшая культура - и музыка, и кино. Когда вы смотрите «Александра Невского» и другие ленты Эйзенштейна с прекрасной музыкой Прокофьева, на вас это оказывает совершенно другое действие, нежели те чудовищные фильмы про каких-то инопланетян, которые борются непонятно за что. Я люблю фильмы, на которых я могу плакать. А от этой бесконечной американской борьбы я не плачу. Сегодня очень важно сохранить культурную идентичность. В России были такие потрясающие режиссёры, как Тарковский. Его вообще нужно крутить на экранах всё время.
Недавно я посмотрел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского. Это чудесное кино, но на него очень трудно привести людей в зал. Однако я уверен, что очень важно смотреть эти фильмы и приводить детей в кинотеатры именно на них.
- Сибирь я видел в фильме Михалкова «Сибирский цирюльник», и, конечно, моей мечтой было сюда приехать и увидеть всё своими глазами. У нас в голове есть какие-то штампы о разных местах в мире. Например, мы думаем, что здесь должны быть большие поля, или мы что-то читали о ГУЛАГе и представляли себе эти места так, как они описаны в литературе. Но я должен вам сказать, что красота, которую я здесь увидел, превосходит всё, что я мог себе придумать, - красота этих лесов, озера Байкал.
Мне кажется, что Сибирь - это та часть Земли, в которой хорошо жить. Доказательство этому - опыт француза Сильвана Тессона, который поселился в маленьком домике в сибирской тайге. И уж точно теперь подумываю о том, чтобы приехать сюда вновь и побыть подольше.
А ещё не могу не отметить мужество Дениса Мацуева - он привозит сюда, в Иркутск, музыкантов со всего мира, «перемешивает» великих исполнителей и знакомит их друг с другом. А исполнителям из разных стран безумно важно узнавать своих коллег, смотреть, кто как работает. Потому что, например, Рихтер, насколько я знаю, не имел возможности ездить, путешествовать; очень мало иностранцев видели, как он играет. И это огромная потеря для мира.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.