Они впервые встретились в цирке и с тех пор почти полвека не расставались — ни дома, ни на манеже. АиФ.ru рассказывает историю любви супругов Никулиных.
Встреча в цирке
Жизнь Юрия и Татьяны Никулиных с первого до последнего дня была полностью подчинена цирку. Знакомство состоялось в 1949 году: Татьяна Покровская, будучи студенткой Тимирязевской академии и страстной любительницей верховой езды, тренировала лошадь для циркового номера и приняла приглашение начинающего клоуна Никулина прийти на одно из выступлений. В тот вечер на манеже Юрий Никулин получил сильнейшую травму — подопечный Татьяны, конь по кличке Лапоть, лягнул его так сильно, что номер пришлось прервать, а самого артиста отправить в больницу. После случившегося Татьяна просто не могла не навестить Юрия в больнице — так обычная встреча получила продолжение на долгие годы.
Позже Татьяна Николаевна признавалась, что Никулин понравился ей с первой минуты. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», — говорила она в одном из интервью. Харизму Никулина вскоре оценили и родные девушки, которые до личной встречи пребывали в ужасе от её романа с цирковым артистом.
Семейный подряд
Юрий и Татьяна сыграли скромную свадьбу через полгода после знакомства — жених был в своём единственном костюме — и поселились в коммуналке с родственниками Татьяны. Все праздники отмечали вместе, дом Никулиных всегда был открыт и для гостей — к ним приходили Булат Окуджава, Евгений Евтушенко и Алексей Баталов.
Жена Юрия Никулина не могла долго оставаться в стороне от цирковой жизни. Сначала супруги вместе придумывали новые идеи для номеров: одним из поводов, например, послужили домашние «баталии» за место у телевизора. Татьяна хотела смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрий — хоккей. В итоге из этой семейной сценки выросла полноценная цирковая реприза.
В 1951 году Татьяна впервые вышла на манеж вместе с мужем в пантомиме «Маленький Пьер». К тому моменту номер уже завоевал любовь московской публики, и в конце сезона труппа должна была отправиться на гастроли по городам Советского Союза. Одну из главных ролей — мальчика — играть было некому, и тогда мама Никулина посоветовала сыну обратить внимание на жену.
Из книги Юрия Никулина «Почти серьёзно»:
— Что там раздумывать? Пусть мальчиком станет Таня. Она маленькая, худенькая, наденет брюки и вполне сойдёт за мальчика».
Таня загорелась этой идеей и выпалила:
— Обрежу косички, подстригусь под мальчика. Давайте попробуем.
Очередной отпуск мы проводили под Москвой, в Кратове. Репетировала Татьяна в моих старых брюках, подвязанных верёвкой, и в отцовской кепке, постоянно сползающей ей на глаза. Репетировали в лесу.
Вернувшись в середине лета в Москву, мы пошли на приём к заведующему художественным отделом Союз-госцирка Рождественскому (я чувствовал, что он ко мне хорошо относится, и поэтому мы с Мишей и Таней решили обратиться за помощью именно к нему) и рассказали о своей затее ввести Таню в номер. Рождественский решил Таню посмотреть. После просмотра он дал своё согласие на участие Тани в «Маленьком Пьере».
Так Таня стала артисткой цирка.
Счастливы вместе
Вместе Юрий и Татьяна Никулины объездили всю страну с гастролями. Делили одну гримёрку, мирились с тяготами гастрольной жизни — артист, бывший фронтовик, никогда не жаловался на плохие условия, и Татьяна Никулина ни в чём не перечила мужу. Днём она готовила обеды, гладила рубашки, а вечером спешила на манеж. Среди известных реприз с участием Татьяны Никулиной — «Розы и шипы», «Яблоко», «Бревно», «Барышня и хулиган».
Даже после рождения сына Максима в 1956 году Татьяна Николаевна не оставила цирк, где работала до 1981 года. «Я подсчитал однажды, что своих родителей за год видел месяц – два, не больше. Даже родился, когда отец был на съёмках. Слава Богу, что мама оказалась рядом… (смеётся). Но странное дело, несмотря на их физическое отсутствие, я никогда не ощущал себя брошенным. Они постоянно звонили из гастрольных поездок, со всех стран, слали нежные письма», — рассказывал Максим Никулин в одном из интервью.
Популярность Никулина росла, супругам дали отдельную квартиру, Никулин стал активно сниматься в кино — Татьяна и здесь была рядом. Вместе с мужем она снялась в трёх картинах: «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». Но когда в 1961 году Татьяна прошла фотопробы на главную роль в «Гусарской балладе» и готовилась к финальной встрече с Эльдаром Рязановым, неожиданно услышала от мужа веское «нет». В ответ на резонный вопрос о причинах такой категоричности Никулин сказал: «Я хочу, чтобы ты была рядом ВСЕГДА».
«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, — признавалась Татьяна Никулина. — Мы вообще в последнее время мало разговаривали, во всяком случае, на темы, не касающиеся цирка. А о чём говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…»