Примерное время чтения: 8 минут
2839

«Всё грустнее от его “творчества”». Сергею Шнурову — 50

Сергей Шнуров.
Сергей Шнуров. Shutterstock.com

13 апреля исполняется 50 лет лидеру группировки «Ленинград» Сергею Шнурову. За более чем четверть века (официальным днем рождения «Ленинграда» принято считать 13 января 1997 года) Шнур сильно эволюционировал — из нищеброда-пролетария в майке-алкоголичке и бутылкой пива в руках «куплетист», как сам он себя называет, трансформировался в респектабельного и расчетливого «предпринимателя» («я же что-то предпринимаю») от музыки в брендовых шмотках.  

Сергей Шнуров.
Сергей Шнуров. Фото: Commons.wikimedia.org

«Занимаемся практическими вещами»

Несмотря на заявления Шнура («шоу много, бизнеса нету»), за время существования «Ленинграда» стоимость выступления группы выросла в разы. И сегодня группа Шнурова, несмотря на то, что количество концертов у всех представителей отечественного шоу-бизнеса сильно упало, по-прежнему в лидерах по размерам гонораров. «Хочется тебе играть много корпоративов, ты объявляешь цену 100-90 тысяч евро за концерт, — признался в интервью изданию “Форбс” музыкант. — Хочешь играть мало, говоришь — 150. Хочется играть совсем редко, говоришь — 200. Мы корпоративки играем лучше всех в стране. Круче нас никто тебе праздника не сделает. Нет таких артистов. Мы думали, как сделать такое шоу (которое бы приносило много денег — прим. ред.), а все остальные думают о том, как отразить свою бессмертную душу с помощью семи или 12 нот. А мы об этом не думаем. Мы занимаемся практическими вещами». Помимо концертов, доходы Шнурову приносит ресторанный бизнес, линия собственной одежды и рекламные контракты (от рекламы водки до средства для потенции).

«Эта легенда о голодном художнике родилась в эпоху немецкого романтизма и существовала два века, — утверждает Шнур. — Этот миф раскрутился при помощи сериалов и телевидения. Всем показали голодного Ван Гога, объявили его гением. Но как-то все забыли, что были Микеланджело, Леонардо да Винчи — обеспеченные люди и художники. Наверно, даже посерьезнее, чем Ван Гог».

Сам Шнур называет то, чем занимается в музыке, «скоморошеством, народным театром, площадным искусством». Так оно и есть. Строго говоря, его песни, обильно снабженные обсценной лексикой (или, попросту говоря, матом), сложно назвать музыкальными шедеврами. Это, скорее, частушки или «куплеты», сложенные по принципу «утром в газете, вечером в куплете». «Так как у нас страна все-таки словоцентричная, нужно понимать, как люди говорят. Народная песня растет из разговорного жанра, а популярная музыка — симулятор народной песни», — раскрывает Шнур секрет успеха своих песен.

Сергей Шнуров, 2011 г.
Сергей Шнуров, 2011 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Причем, чем больше запрещали концерты «Ленинграда», тем больше росла востребованность группировки. В ноябре 2002 года по личному распоряжению тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова (которому поставили несколько матерных произведений Шнура) был отменен концерт коллектива в Лужниках. Перенесенное на январь 2003-го выступление группы тоже отменили. Востребованность «Ленинграда» не уменьшил даже закон о запрете мата в кино и публичных выступлениях. «Мы просто сели и придумали 14 способов, как этот закон обойти», — признавался юрист группы Вадим Усков.

«Ни для красных, ни для синих»

В 2015-м на фестивале «Новая волна» в Сочи (лично там присутствовал) можно было наблюдать такую картину. Первая часть вечера, посвященная классике в исполнении Эйвазова, Нетребко и Хворостовского, прошла чинно и благородно. Даже алко-дебошир Михаил Ефремов, читающий в паре с Аленой Бабенко стихи Ахматовой под музыку Игоря Крутого, ничем не нарушал рамки приличия. Но все это благородство светского общества как волной смыло на первых же аккордах вступительной песни группировки «Ленинград», у которой было целое (второе) сольное отделение. Дамы в вечерних туалетах повскакивали из-за столов, один билет за который стоил от 30 до 50 тысяч, и бросились в пляс вместе со своими кавалерами, часть которых была одета во фраки.

«Мы не играем ни для красных, ни для синих, ни для желтых, ни для зеленых — мы играем для людей», — говорит о своей целевой аудитории Сергей Шнуров.

Кажется, нет ни одной социально значимой темы или явления, которые бы не высмеял Шнур. Начиналось все с безобидных — «Яйца, табак, перегар и щетина» («Дикий мужчина), «Я подыхаю на работе, потом бухаю, потом в блевоте» («Дачники»). Эти «беззубые» (по нынешним временам) песни, по признанию Шнура, он перестал исполнять семь-восемь лет тому назад. Да и сам «Ленинград» Шнуров распускал несколько раз, то теряя интерес к производству нового песенного контента, то вновь к нему возвращаясь. Если в «Кабриолете», «Экспонате» («Лабутены») он высмеивал общечеловеческие пороки и социальные явления, то в более позднем творчестве все чаще стал переходить на личности, его едкая сатира стала иметь конкретного адресата.

«Я считаю, что это несильная позиция, — ответил Шнуров на вопрос, насколько комфортно ему самому выступать в настоящее время. — Нельзя говорить людям, что им думать, что им говорить. Пускай говорят, что хотят! Тогда у тебя будет мнение, с которым можно спорить».

Шнуров не уехал, не осудил, но и открыто не поддержал СВО. На пресс-конференции в ТАСС в преддверии выступления в Москве в августе прошлого года он так объяснил свою позицию: «Я с большим уважением, как ни странно это звучит, отношусь к своему зрителю. И я прекрасно понимаю, что у большинства людей, даже если бы они очень хотели, у них нет никакой возможности никуда уехать. Я предпочитаю оставаться со своим зрителем». При этом даже взрыв патриотизма Шнур умудрился высмеять в песне «Русский»: «Настоящий русский пьет водку без закуски, а кто с нее блюет, тот не патриот».

Под этим клипом масса комментариев, свидетельствующих о том, что эта шнуровская ирония сегодня неуместна. Комментировать эти комментарии нет смысла.

Сергей Шнуров, 2003 г.
Сергей Шнуров, 2003 г. Фото: Commons.wikimedia.org

«К кому-то мудрость приходит со старостью, к кому-то старость приходит одна».

«Умело лавирует. Сидит на двух, а то и на трех стульях. Песня».

«Вот это талант у Шнура — сидеть на 5 стульях».

«Да, уж. Прошли те времена, когда каждый новый клип “Ленинграда” воспринимался как шедевр и был событием».

«Что-то все грустнее и грустнее от его “творчества”». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах