В повторный прокат вышел фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» (1966 г.), в котором Александр Митта выступил в непривычной для себя роли актёра. Позже он сам как режиссёр создаст огромное количество кинохитов.
«АиФ» он рассказывает о том, зачем нужно пересматривать классику советского кинематографа, о случайном появлении Леонида Филатова в «Экипаже» и обиде Ролана Быкова.
Не жвачка, а искусство!
– Нашу классику именно потому и нужно снова запускать в прокат, чтобы молодёжь обратила внимание на эти картины. Сейчас всё заполонили сериалы, хорошие и плохие, многосерийные и короткие. Глаза разбегаются! Зрителю преподносят даже не на блюдечке, а на огромной тарелке всё, что душа пожелает. Поэтому отношения к кино как к чему-то штучному, уникальному, как это было в советское время, уже давно нет. Хотелось бы это вернуть хотя бы по отношению к достойным советским фильмам, чтобы кино воспринималось не только как жвачка, но и как искусство.
В «Июльском дожде», например, есть атмосфера, нерв. Хуциев хотел, чтобы в фильме снимались простые люди, а вокруг них сам собой складывался их мир. Чтобы были не выдуманные сюжетные линии, а настоящая жизнь. Тогда этот фильм появился очень вовремя, в его героях зрители видели себя.
Заметьте, что картины советского периода люди пересматривают по многу раз, а многое из того, что было создано после распада Советского Союза, увидев один раз, потом и не вспомнят. Но всё равно смотрят эту жвачку – просто для разрядки мозгов.
К сожалению, у всего поменялась ценность. Сегодня там, где раньше с трудом набралось бы на две серии, их бабахают 40 штук. Сюжеты становятся проще, порой даже глупее. И вот люди пролистывают эти десятки серий, заполняя ими свой вечерний досуг. Сейчас никто не хочет делать фильм, который дал бы более глубокое представление о нашей жизни, потому что его не возьмут в прокат. А тогда мы хотели, чтобы кино выражало то, что напрямую, по-простому выразить нельзя.
Митта и сам этого разговора «по-простому» старался избегать, переходя на метафоры. Так, в фильме «Друг мой, Колька!», одной из самых популярных советских лент начала 1960-х, рассказывалась история о том, как мальчика выгоняют из школы, потом из пионерии. На самом же деле это был разговор о том, как в те времена людей исключали из партии, а затем вообще из жизни по ничтожнейшим поводам. Но Александр Митта и его коллеги смогли повернуть историю так, что кинематографическое руководство не заметило подтекста. А ЦК ВЛКСМ даже поддержал съёмки фильма.
Филатов проигрывать не хотел
– Мою «Сказку странствий» киноначальство поначалу задвинуло, её даже запретили вывозить на фестивали, показывать за границей. В кинотеатрах она прошла очень скромно. Но потом её всё-таки показали по ТВ, и она произвела очень большое впечатление. Зрители писали письма, как они переживали за героя Андрея Миронова, и, кстати, многие говорили, что это совсем не детская, а взрослая картина. Вообще, Андрей Миронов – это был для меня подарок судьбы, я был счастлив, когда он согласился играть главную роль. Печально, что он так внезапно и рано от нас ушёл.
Митта умел очень точно определить актёра на роль. Правда, иногда это получалось не с первого дубля. Так, в «Экипаже» главный герой был закреплён за Олегом Далем. Хотя Александр Митта планировал испытать двух актёров – Даля и Филатова. Но Филатов сразу отказался приходить на пробы с Далем: он был уверен, что Олег победит, и публично проигрывать ему не хотел. Уже должны были начаться съёмки, но тут у Олега Даля случилось что-то типа нервного срыва, он перестал спать. Доктора сказали, что стоит повременить с эмоциями и с работой. Александр Наумович ждать не мог, поэтому снова позвонил Филатову. Узнав, что Даль выбыл из гонки, Леонид Филатов сначала набрал номер соперника, договорился с ним по-дружески, а затем пошёл сниматься к Митте.
С фильмом «Гори, гори, моя звезда» произошла похожая история. Митта хотел видеть в главной роли Ролана Быкова. Уже начали снимать. И тут Быков попытался пойти вразрез с режиссёрской задумкой – ведь он сам был режиссёром.
– Я старался не перебирать актёров, просто взгляд на ком-то останавливался, и я понимал, что это и есть мой герой. Но иногда случались и ошибки. Ролана Быкова я просил, чтобы в «Гори, гори, моя звезда» складывалась трагедия, но с элементами комедии. А Ролан Антонович нацелился исключительно на трагическую историю. Было ошибкой его приглашать. Слава Богу, власти картину прикрыли, потому что начался конфликт с Чехословакией. Через некоторое время я вернулся к съёмкам и понял, что на главную роль надо брать только Олега Табакова. Ролан Антонович на меня обиделся, можно даже сказать, вычеркнул меня из своей жизни. Дружбы у нас уже не было. Но я не жалел, что изменил своё решение. Именно Табаков помог сделать фильм таким, какой он должен был быть, он был невероятно талантлив.
Истинное лицо Высоцкого
Самой популярной своей картиной Александр Митта считает «Границу. Таёжный роман». Но сериала могло и не быть. Когда Митта вместе с Зоей Кудрей написал сценарий телефильма, телебоссы отмахивались: «Зачем нам это? У нас рейтинги делают мексиканские сериалы!»
– Но я хотел показать эту картину зрителю. Мне кто-то посоветовал: «Сделайте не телефильм, а сериал». Но и сериал смотреть никто не хотел до тех пор, пока материал не попал в руки Константину Эрнсту. И после первой же серии нас ждал успех.
Митта был в числе тех режиссёров, кому предлагали взяться за фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Он поначалу согласился, даже начал что-то снимать, а потом ушёл…
– Эту картину сделали люди, большинство из которых никогда не видели настоящего Высоцкого и мало что о нём знали. Они сделали это пластмассовое лицо, считая, что зритель хорошо воспримет такое внешнее сходство. Но это не так! Я был чуть ли не единственным человеком среди группы, кто дружил с Высоцким. Я помню, какое у Володи было подвижное, живое лицо, богатая мимика, всё время что-то в нём менялось. Эта маска совершенно не соответствовала его образу. Но они всё-таки сделали этот фильм, зрители его посмотрели. Не знаю, будут ли пересматривать…