Примерное время чтения: 8 минут
10110

Время одноразового кино. Почему Митта не стал снимать фильм о Высоцком

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Здесь тушат, там загорается... Как остановить лесные пожары? 26/05/2021 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Кинорежиссер Александр Митта.
Кинорежиссер Александр Митта. / Евгения Новоженина / РИА Новости

В повторный прокат вышел фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь» (1966 г.), в котором Александр Митта выступил в непривычной для себя роли актёра. Позже он сам как режиссёр создаст огромное количество кинохитов.

«АиФ» он рассказывает о том, зачем нужно пересматривать классику советского кинематографа, о случайном появлении Леонида Филатова в «Экипаже» и обиде Ролана Быкова.

Не жвачка, а искусство!

– Нашу классику именно потому и нужно снова запускать в прокат, чтобы молодёжь обратила внимание на эти картины. Сейчас всё заполонили сериалы, хорошие и плохие, многосерийные и короткие. Глаза разбегаются! Зрителю преподносят даже не на блюдечке, а на огромной тарелке всё, что душа пожелает. Поэтому отношения к кино как к чему-то штучному, уникальному, как это было в советское время, уже давно нет. Хотелось бы это вернуть хотя бы по отношению к достойным советским фильмам, чтобы кино воспринималось не только как жвачка, но и как искусство.

В «Июльском дожде», например, есть атмосфера, нерв. Хуциев хотел, чтобы в фильме снимались простые люди, а вокруг них сам собой складывался их мир. Чтобы были не выдуманные сюжетные линии, а настоящая жизнь. Тогда этот фильм появился очень вовремя, в его героях зрители видели себя.

Заметьте, что картины советского периода люди пересматривают по многу раз, а многое из того, что было создано после распада Советского Союза, увидев один раз, потом и не вспомнят. Но всё равно смотрят эту жвачку – просто для разрядки мозгов.

К сожалению, у всего поменялась ценность. Сегодня там, где раньше с трудом набралось бы на две серии, их бабахают 40 штук. Сюжеты становятся проще, порой даже глупее. И вот люди пролистывают эти десятки серий, заполняя ими свой вечерний досуг. Сейчас никто не хочет делать фильм, который дал бы более глубокое представление о нашей жизни, потому что его не возьмут в прокат. А тогда мы хотели, чтобы кино выражало то, что напрямую, по-простому выразить нельзя.

Митта и сам этого разговора «по-простому» старался избегать, переходя на метафоры. Так, в фильме «Друг мой, Колька!», одной из самых популярных советских лент начала 1960-х, рассказывалась история о том, как мальчика выгоняют из школы, потом из пионерии. На самом же деле это был разговор о том, как в те времена людей исключали из партии, а затем вообще из жизни по ничтожнейшим поводам. Но Александр Митта и его коллеги смогли повернуть историю так, что кинематографическое руководство не заметило подтекста. А ЦК ВЛКСМ даже поддержал съёмки фильма.

Филатов проигрывать не хотел

– Мою «Сказку странствий» киноначальство поначалу задвинуло, её даже запретили вывозить на фестивали, показывать за границей. В кинотеатрах она прошла очень скромно. Но потом её всё-таки показали по ТВ, и она произвела очень большое впечатление. Зрители писали письма, как они переживали за героя Андрея Миронова, и, кстати, многие говорили, что это совсем не детская, а взрослая картина. Вообще, Андрей Миронов – это был для меня подарок судьбы, я был счастлив, когда он согласился играть главную роль. Печально, что он так внезапно и рано от нас ушёл.

Андрей Миронов в фильме «Сказка странствий», 1983 год.
Андрей Миронов в фильме «Сказка странствий», 1983 год.  Кадр из фильма

Митта умел очень точно определить актёра на роль. Правда, иногда это получалось не с первого дубля. Так, в «Экипаже» главный герой был закреплён за Олегом Далем. Хотя Александр Митта планировал испытать двух актёров – Даля и Филатова. Но Филатов сразу отказался приходить на пробы с Далем: он был уверен, что Олег победит, и публично проигрывать ему не хотел. Уже должны были начаться съёмки, но тут у Олега Даля случилось что-то типа нервного срыва, он перестал спать. Доктора сказали, что стоит повременить с эмоциями и с работой. Александр Наумович ждать не мог, поэтому снова позвонил Филатову. Узнав, что Даль выбыл из гонки, Леонид Филатов сначала набрал номер соперника, договорился с ним по-дружески, а затем пошёл сниматься к Митте.

С фильмом «Гори, гори, моя звезда» произошла похожая история. Митта хотел видеть в главной роли Ролана Быкова. Уже начали снимать. И тут Быков попытался пойти вразрез с режиссёрской задумкой – ведь он сам был режиссёром.

– Я старался не перебирать актёров, просто взгляд на ком-то останавливался, и я понимал, что это и есть мой герой. Но иногда случались и ошибки. Ролана Быкова я просил, чтобы в «Гори, гори, моя звезда» складывалась трагедия, но с элементами комедии. А Ролан Антонович нацелился исключительно на трагическую историю. Было ошибкой его приглашать. Слава Богу, власти картину прикрыли, потому что начался конфликт с Чехословакией. Через некоторое время я вернулся к съёмкам и понял, что на главную роль надо брать только Олега Табакова. Ролан Антонович на меня обиделся, можно даже сказать, вычеркнул меня из своей жизни. Дружбы у нас уже не было. Но я не жалел, что изменил своё решение. Именно Табаков помог сделать фильм таким, какой он должен был быть, он был невероятно талантлив.

Олег Табаков в фильме «Гори, гори моя звезда», 1969 год.
Олег Табаков в фильме «Гори, гори моя звезда», 1969 год.  Кадр из фильма

Истинное лицо Высоцкого

Самой популярной своей картиной Александр Митта считает «Границу. Таёжный роман». Но сериала могло и не быть. Когда Митта вместе с Зоей Кудрей написал сценарий телефильма, телебоссы отмахивались: «Зачем нам это? У нас рейтинги делают мексиканские сериалы!»

– Но я хотел показать эту картину зрителю. Мне кто-то посоветовал: «Сделайте не телефильм, а сериал». Но и сериал смотреть никто не хотел до тех пор, пока материал не попал в руки Константину Эрнсту. И после первой же серии нас ждал успех.

Митта был в числе тех режиссёров, кому предлагали взяться за фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Он поначалу согласился, даже начал что-то снимать, а потом ушёл…

– Эту картину сделали люди, большинство из которых никогда не видели настоящего Высоцкого и мало что о нём знали. Они сделали это пласт­массовое лицо, считая, что зритель хорошо воспримет такое внешнее сходство. Но это не так! Я был чуть ли не единственным человеком среди группы, кто дружил с Высоцким. Я помню, какое у Володи было подвижное, живое лицо, богатая мимика, всё время что-то в нём менялось. Эта маска совершенно не соответствовала его образу. Но они всё-таки сделали этот фильм, зрители его посмотрели. Не знаю, будут ли пересматривать…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах