Героиня фильма «Приходите завтра», певица-самородок Фрося Бурлакова, вынуждена была «пробиваться» в академию имени Гнесиных — она приехала из своей Сибири, когда экзамены были давно позади, а преподавателям было явно не до нее. Правда, настойчивость молодого дарования все-таки позволила пробить себе дорогу — как и сыгравшей эту роль актрисе Екатерине Савиновой, часть фактов из биографии которой была использована во время написания сценария. Савиновой тоже пришлось буквально пробиваться в люди — в первый год (это был военный 1944-й) она опоздала на экзамены во ВГИК, потом все же поступила, но была отчислена — мастер курса решил, что она подходит для театра, а не для кино. И лишь с третьей попытки настойчивой девушке удалось получить диплом — который, впрочем, не гарантировал безоблачной карьеры.
С похожими трудностями сталкивались многие актеры, которые были настоящими звездами советского кино. Конечно, отбор на творческие специальности всегда был жестким — заявления подают многие сотни, принимают считанные десятки. И лишь настойчивость, похожая на ту, что показали Савинова и ее героиня, могла помочь сбыться мечте.
Юрий Никулин
Один из немногих актеров, сумевших пробиться в профессию через цирк. Никулин вырос в актерской семье, после школы был призван в армию и восемь лет воевал. После демобилизации пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но его не взяли — приемные комиссии посчитали, что у абитуриента нет актерских способностей. Никулин отучился в школе-студии разговорных жанров при цирке на Цветном бульваре, работал клоуном, был ассистентом у знаменитого Карандаша, потом — прославился в паре с Михаилом Шуйдиным. В кино он все-таки попал, вопреки мнению режиссера Сергея Юткевича из приемной комиссии ВГИКа, который считал его типаж неподходящим — в 1958-м, в 36 лет, сыграл небольшую роль в фильме «Девушка с гитарой». Сейчас чаще всего вспоминают комические роли Никулина — например, в трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым из комедий Гайдая, но сам актер был очень разноплановым, а в его фильмографии есть драмы «Ко мне, Мухтар!», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» и «Чучело».
Владимир Меньшов
Единственный советский оскароносный режиссер во ВГИК попал не сразу. Первая попытка после школы закончилась провалом — и Меньшов работал токарем, шахтером, матросом, причем в самых разных городах СССР. Через год его взяли во вспомогательный состав драматического театра в родной Астрахани, но потребовалось еще три попытки, чтобы начать учиться на актера настоящим образом — лишь в 1961-м он поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ, а после нее почти сразу же — в аспирантуру на кафедре режиссуры ВГИКа, которую вел Михаил Ромм. Актерская фильмография Меньшова обширна, но чаще ему доставались роль второго плана; режиссерская — не такая внушительная, всего несколько картин, но среди них — по праву входящие в наш золотой фонд «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли».
Ирина Муравьева
У Муравьевой не получилось пробиться в актерскую профессию ни с первого, ни со второго раза. После школы ее не приняли ни в один из соответствующих вузов, та же ситуация повторилась и через год; она вспоминала, что у нее был дефект речи, от которого пришлось избавляться. И заходить в актерство сбоку — Муравьева поступила в студию при детском театре (сейчас — РАМТ), а после учебы вошла в состав его труппы. Вела передачу «Будильник», играла на сцене театра имени Моссовета, заочно все-таки отучилась в ГИТИСе, но к тому времени Муравьева уже прославилась. Ее запомнили по ярким ролям в «Москва слезам не верит» Меньшова и «Карнавале» Татьяны Лиозновой. Муравьева стала лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» и получила Госпремию СССР.
Савелий Крамаров
Скорее всего, Крамаров и сам знал, что внешность у него не самая стандартная — но именно она помогла ему стать любимцем зрителей. Правда, случилось это не сразу. После школы в театральный институт его не приняли, он отучился в политехническом и стал дипломированным озеленителем. Но мечта о кино никуда не делась — и Крамаров реализовал ее не самым простым способом: разослал свои фото по киностудиям и уже в конце 50-х начал сниматься достаточно активно, хотя, конечно, лишь в небольших характерных ролях. Но со временем и роли становились побольше — например, в «Сказке о потерянном времени» он сыграл одного из главных героев, и приглашений становилось больше. Прославился он после «Неуловимых мстителей», где фраза его героя, анархиста-бурнаша («А вдоль дороги — мертвые с косами стоять»), моментально ушла в народ, причем именно в той интонации, которую выдал актер. Были в карьере Крамарова и другие удачные роли — одноглазый шахматист из Васюков в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», дьяк Феофан в «Иван Васильевич меняет профессию» и, разумеется, Косой из «Джентльменов удачи». В начале 80-х Крамаров уехал в США, снялся в нескольких фильмах («Москва на Гудзоне», «Красная жара», «Танго и Кэш»). Умер от рака в 60 лет в 1995 году. В театральный, кстати, его все-таки приняли — он поступил в ГИТИС в 1972-м, уже будучи известным на всю страну.
Нина Усатова
Как и героиня «Приходите завтра», Усатова приехала покорять Москву из Сибири — из Кургана, в котором ходила в школу. Но первая попытка оказалась неудачной, вторая тоже... Она работала на суконной фабрике, была директором Дома культуры, а мечту сумела воплотить в жизнь лишь с пятого раза — в 1974-м, в 23 года поступила на режиссерский факультет Щукинского театрального училища. После его окончания играла на сцене Молодежного театра в Ленинграде, в конце 80-х ее приняли в труппу БДТ, она много снималась в кино, сыграла роли в фильмах «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Фонтан», «Окно в Париж», «Мусульманин», «Легенда № 17», «Экипаж». У нее множество наград — как театральных, так и за работу в кино, Госпремия РФ, а звание народной артистки России Усатова получила в 1994 году.