21 апреля 1922 года в небольшом городке Ярославской области родился режиссер, имя которого вошло в историю мирового кино.
Станислав Ростоцкий шел к профессии, словно броненосец. Сравнение не случайное: кино он загорелся в пятилетнем возрасте, посмотрев картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
А уже в 14 лет по счастливой случайности он встретился и с самим величайшим режиссером. Дело было на кинопробах. Но озвучить свою мечту - стать кинематографистом - и напроситься к Эйзенштейну в ученики Ростоцкий решился спустя пару лет. Он практически упал в ноги мастеру, заявив, что готов чистить ему ботинки, мыть посуду, исполнять все поручения, только бы он научил его профессии. Мэтр по доброму посмеялся юношеской пылкости, и посоветовал парню учиться, учиться и еще раз учиться!
Сменить профессию
Дальше были годы кропотливой учебы и война. В феврале 1944 года под городом Дубно Ростоцкий получил тяжелейшее ранение в ногу. Длительное лечение, несколько операций так и не позволили ему восстановиться полностью. В итоге молодой человек из гвардии рядового превратился в инвалида второй группы – одну ногу ему ампутировали.
Потом – послевоенные года, снова учеба. Лишь в 1955 году съемки первого полнометражного фильма. Это была картина «Земля и люди», снятая по повести Гавриила Троепольского. Фильм рассказывал о чудовищном положении сельского хозяйства в стране. Картину на экраны выпустили не сразу, Ростоцкому даже советовали сменить профессию. Сам он тяжело переживал. Однако неожиданно картине «дали ход», Оказалось, что решение не выпускать в прокат принял министр культуры, а уже после фильм посмотрел Никита Хрущев. Оказалось, что министр «перестарался», советскому лидеру фильм понравился и отправился в кинотеатры.
«Песня про аморальную женщину»
Спустя два года Станислав Иосифович снял еще одну ленту, на «сельскую» тематику – «Дело было в Пенькове». Для того времени фильм оказался слишком неоднозначным. И вновь на режиссера посыпались упреки, обвинения. Обвиняли в клевете, во вредительстве. Даже песню «Огней так много золотых на улицах Саратова» назвали аморальной. Ну как, мол, может простая советская женщина женатого мужика полюбить?! Фильм впустили тиражом всего в 10 копий. Но уже вскоре зрители завалили прокатчиков требованиями увеличить количество сеансов. Прокатчики поняли, что это их шанс выполнить годовой план. В итоге картину в год входа посмотрело более 30 миллионов зрителей.
Дожить до премьеры
Другая, ставшая классической картина Ростоцкого «Доживем до понедельника», также чудом прорвалась к зрителю. Этого фильма просто не могло не быть. Дав разрешение на съемки, вышестоящее начальство от кино затем передумало и попыталось остановить съемки. Но все процедура оформления разрешений и запретов длятся очень долго. Ростоцкий успел снять фильм за 3,5 месяца и отправить копии в Министерство культуры. Там опять приняли решение картину подальше на полку. Ростоцкий поставил было крест на судьбе своего детища. Но спустя время ленту решили показать делегатам съезда учителей. Учителя встретили фильм стоя. Зал утонул в овациях. Ну а дальше широкий прокат, 90 млн. зрителей и Госпремия СССР.
Вы у меня поплачете!
Но главные картины Ростоцкого были впереди. Следующую его работу «А зори здесь тихие» посмотрело уже 135 миллионов зрителей. Кроме того, фильм вошел в шорт-лист премии «Оскар». В дополнение ко всему этому, голливудская академия киноискусства включила картину в пятерку лучших мировых киноработ года. Это был успех мирового масштаба, который не мог не вызвать у режиссера слез радости.
Всего в фильмографии Станислава Иосифовича Ростоцкого девять картин. Возможно, их могло бы быть гораздо больше, но «пробивать» картины было нелегко даже несмотря на уже созданные шедевры. А снимать быстро он умел.