Примерное время чтения: 10 минут
3193

«Так и быть! Остаюсь!». Как Эраст Гарин к бывшей любви вернулся

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Эраст Гарин в фильме «Золушка», 1947 год.
Эраст Гарин в фильме «Золушка», 1947 год. Кадр из фильма

«Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым», — говорил в сказке «Золушка» смешной, завораживающе милый Король. И в сложном 1947 году, когда был снят фильм, и много позже советские дети всех поколений понимали что-то важное про справедливость и что всё в итоге будет правильно и хорошо...

Нелепого Короля в «Золушке» играл лауреат Сталинской премии, орденоносец и солидный актер Эраст Гарин. Таких ролей-узнавалок у великого комического артиста было множество. Он же, например, профессор из «Джентльменов удачи», а его голосом говорит Ослик Иа в знаменитом мультике: «Жалкое зрелище… Душераздирающее зрелище...». 10 ноября — 120 лет со дня рождения Эраста Павловича. Aif.ru рассказывает о яркой и непростой судьбе актёра.

По военной дороге…

Эраст Гарин родился в 1902 году в Рязани в семье лесничего. Лесничего, да-да! И тут опять вспоминается «Золушка». Отец Эраста, конечно же, не жил на выселках недалеко от замка Людоеда. Он был чиновником, а семья увлекалась искусством. В Москве в то время уже гремел МХАТ, а в рязанском театре делали кальки знаменитых постановок. Юный Гарин даже участвовал в этих спектаклях и, как скромно пишет в своих воспоминаниях, его ценила публика.

В 17 лет Эраст ушел в Красную армию. Ту службу он вспоминал, скажем так, своеобразно. Поезд с красноармейцами долго шел из Рязани в Москву, потом отряд расквартировали в столице. Красноармейцы рубили двери на обогрев, боролись со вшами и… играли спектакли. Гарин выступал в любительском театре, который вскоре превратился в Первый самодеятельный театр Красной армии.

Эраст Гарин, 1920-е годы.
Эраст Гарин, 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Воспоминания Гарина о Гражданской войне — это рассказ о постановках, ролях и спорах, которые касались знаменитых московских театров. Причем наглые рязанцы в основном столичных коллег критиковали.

В одном из спектаклей (играли в нынешнем доме-музее Пушкина на Арбате, тогда просто в доме, о Пушкине там не говорили) Эраста заметил сам Всеволод Мейерхольд, знаменитый режиссер-новатор, и сказал: «Учиться вам надо, учиться».

Гарин и пошел учиться. Школу Студию МХАТ он отверг: «Почему? Очень кастово они держались. Черта интеллигентской отчужденности, этакой избранности, обособленности была им свойственна». Эраст учился на высших режиссерских курсах Мейерхольда. И этот режиссер стал одним из главных людей в его жизни. 

От Мейерхольда не отрекся 

В театре Мейерхольда Эраст Гарин проработал 14 лет. Дважды уходил, но возвращался. Конкурировал с Игорем Ильинским (товарищ Огурцов в «Карнавальной ночи») за звание лучшего комического актера сначала в театре, позже в кино. Даже свои мемуары, изданные в 1974 году, Гарин назвал: «С Мейерхольдом: Воспоминания». В них разбирается каждый спектакль, каждая роль. Нет только самого главного. Летом 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовали. В феврале 1940 он был расстрелян. Гарин и его жена Хеся Локшина общались с мэтром и после разгрома его театра, пили с ним чай перед арестом, посылали телеграммы, когда режиссер уже был приговорен. Не отрекались, верили, что он вернется, подвергая себя немалому риску. В 1956 году, сразу после реабилитации режиссера, Эраст Гарин поставил в Театре Киноактера спектакль «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана, который придумал его великий учитель. Это был и гражданский поступок, и долг памяти.  

Гарин и Мейерхольд на репетиции «Ревизора».
Гарин и Мейерхольд на репетиции «Ревизора». Фото: Commons.wikimedia.org

Как стать звездой? 

Постепенно Эраст Гарин стал кумиром театральной Москвы. Но всесоюзную славу ему все-таки принесло кино. Несколько ролей в 1930-х сделали его известным, а после фильма «Музыкальная история» он превратился в любимца публики. Гарин сыграл недалекого воздыхателя главной героини, нелепого, решительного, но трогательного. А потом была роль в ставшей классической комедии «Свадьба», где компанию ему составили Фаина Раневская и Михаил Яншин.

«Особенностью моей киномаски (возможно, это мое индивидуальное свойство) я считаю олириченность той эксцентрики, которая в ней обязательно присутствует. Не лиризм, не лирическое начало, как его понимают, имея в виду жанр, а то, чем обогащается образ, пропущенный через актерское «я», через субъективный внутренний мир актера», — рассуждал о своих работах Эраст Павлович.

Гарину можно было все. Его герои хулиганили, издевались, кривлялись — и мгновенно становились любимцами публики.

Но основной своей работой он все-таки считал режиссуру. И в кино, и в театре. Его первый фильм — «Женитьба», снятый в 1936 году, был раскритикован и в прокат не вышел. Более того, ленту уничтожили, не сохранилось ни одной копии. Он ставил спектакли в Ленинградском театре комедии, Театре Киноактера в Москве, в Театре Сатиры. Снял ещё несколько фильмов, среди которых «Принц и нищий», «Обыкновенное чудо», «Веселые расплюевские дни».

В «Обыкновенном чуде» (1964 год) он снова сыграл Короля. Потом, совершенно по-другому, эту роль исполнит Евгений Леонов (режиссер Марк Захаров, 1978). Сравнивать два исполнения — отдельное наслаждение.

Во время съемок фильма «Веселые расплюевские дни» (1966 год, Эраст Гарин был в нем и режиссером, и сценаристом) актеры по сценарию играли в снежки. Кусок льда попал в лицо Гарину. Один глаз был потерян, а позже актер практически перестал видеть. До самой смерти в 1980-м году Гарин продолжал сниматься, писал книги, теряя зрение и погружаясь в темноту. И стесняясь своей кривизны. Именно поэтому у Гарина так много радиоспектаклей и работ в мультфильмах, десятки любимых героев говорят его голосом. Впрочем, записи на радио еще в 1930 году Гарин считал крайне важным делом и по-актерски создавал персонажей. 

О большой любви

Эраст Павлович женился очень рано, в 20 лет, на ровеснице Хесе Локшиной. Вместе они встретили старость, Хеся Александровна умерла в 1982-м, через два года после мужа. Они похоронены рядом на Ваганьковском. Но их жизнь не была семейной идиллией, вернее не всегда была.

Эраст и Хеся вместе работали у Мейерхольда, он актером, она ассистентом режиссера, порой выходила на сцену. Позже перешла на Ленфильм и вместе с Эрастом Гариным была режиссером злополучного фильма «Женитьба» (1936). Разгром фильма застал супругов уже вроде как чужими людьми. В 1935 году Гарин развелся с Хесей и вскоре женился вновь.

Его новой избраннице Любови Рудневой (Фейгельман) было 20 с небольшим, Гарину — 32, но он уже считался известным актером, сейчас сказали бы — звездой. Но и Люба была не промах. Еще в 1934 году появилось довольно известное стихотворение Ярослава Смелякова: 

Посредине лета
высыхают губы.
Отойдем в сторонку,
сядем на диван.
Вспомним, погорюем,
сядем, моя Люба,
Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман! 

Свой роман со Смеляковым Любовь Руднева категорично опровергала. Да и сам Смеляков позднее соглашался, что его стихи восприняли слишком буквально.

Но девушка она была действительно яркая, и уже в 20 лет (!) Мейерхольд пригласил ее к себе в театр преподавать в мастерской современного слова. В театре и закрутился роман Гарина и Рудневой. Люба оказалась в положении, и в 1935-м они расписались. Их брак скоро распался — в 1941 году пара развелась.

У них было две дочери. Старшая Алена еще в юности добровольно ушла из жизни. О подробностях этой истории в семье предпочитали не рассказывать. Вторая дочь Гарина и Рудневой Ольга — искусствовед, автор детских книг и воспоминаний об отце.

Сама Любовь Руднева стала известной писательницей, вышла замуж за прозаика Юрия Полухина. Особенно известны ее книги о военно-морском флоте и обороне Севастополя во время Великой Отечественной. Руднева умерла в возрасте 88 лет в Москве.

После развода с Любовью Рудневой Эраст Гарин вернулся к первой жене. Они и во время брака Гарина с Рудневой не разрывали отношений, во всяком случае, чай с Мейерхольдом перед его арестом они пили вместе и телеграмму потом посылали ему вдвоем.

 

Так и сошлись снова Эраст Гарин и Хеся Локшина. Детей у них не было, но были работа и любовь до самой смерти.

Король Эраста Гарина в «Золушке» все время выбрасывал корону и собирался сбежать куда-нибудь подальше — от глупости, от грубости, от обид, от неприятностей. Но потом все равно оставался: «Ну, так и быть, остаюсь на престоле. Подайте мне корону».

Эраст Гарин тоже с нами. Достаточно включить «Золушку».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах