10 октября 1969 года родился Алексей Кравченко — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России, которого зрители узнали после роли подростка Флёры в военной драме Элема Климова «Иди и смотри».
У режиссера Элема Климова были сложные отношения с советскими чиновниками от кино. Его дебютный фильм и одновременно дипломная работа «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» вполне мог оказаться на полке, да и потом он полностью вкусил все цензурные ограничения. Свою «Агонию» он дорабатывал несколько лет, стараясь учесть все замечания; во время этой работы пережил смерть жены, режиссера Ларисы Шепитько, снял посвященный её памяти фильм и закончил то, что она хотела снять... И ещё в 1970-е Климов задумал фильм о Великой Отечественной войне на основе произведений белорусского писателя Алеся Адамовича. Но до съемок тогда дело не дошло — в Госкино посчитали будущую картину слишком жестокой, проект отложили, и лишь через несколько лет, незадолго до начала горбачевской перестройки, дали ему «зеленый свет». Климову пришлось заново собирать съемочную группу и заново проводить отбор на роль подростка Флёры, на который пришли сотни претендентов. Одним из них был 14-летний Алексей Кравченко.
«Вернуть маме живым и здоровым»
Кравченко родился 10 октября 1969 года в Москве, рос в Замоскворечье без отца и актером становиться не собирался. Сам он вспоминал, что любил музыку, играл на гитаре и учился в джазовой студии, а ещё, разумеется, хулиганил и даже попадал в милицию, но без серьезных последствий. На пробы «Иди и смотри» Кравченко поехал вместе с другом, и так получилось, что именно он вместе с ещё несколькими кандидатами привлек внимание режиссера. Потом он смог сразу расплакаться, когда ему предложили представить, что его мать умерла, и отказался от чая, который ему дали после просмотра документальной хроники нацистских преступлений.
«Я понимал, что исполнителем центральной роли будет не актер, что он не будет защищен ни техникой, ни мастерством. Просто мальчик лет четырнадцати, которому к концу фильма, как мы говорили, должно быть двести», — описывал Климов требования к исполнителю главной роли.
Режиссер вспоминал, что перед съемками с Кравченко работали очень серьезно и профессионально. Юного актера требовалось подготовить к сложнейшим переживаниям и одновременно защитить от стрессов — «чтобы не в дурдом его после съемок сдать, а маме живым и здоровым вернуть».
«Слава богу, так и было. Этику творчества мы соблюдали. Задачей было помочь Алеше Кравченко в короткие сроки в сложных обстоятельствах раскрыться полностью», — рассказывал Климов.
«На следующий день я учился в Щуке»
По некоторым данным, гонорар Кравченко за роль в «Иди и смотри» составил 3800 рублей — тех самых, советских, что очень много даже с учетом почти полугодовых съемок. Но даже после успеха картины, которая произвела в СССР эффект разорвавшейся бомбы и заработала кучу призов на международных фестивалях, актером он становиться не собирался. После 8-го класса ушел в ПТУ, стал фрезеровщиком, затем три года отслужил на флоте... И лишь в начале 1990-х по совету всё того же Климова решил поступить в театральный вуз.
Правда, это решение могло и не претвориться в жизнь — на вступительных экзаменах Кравченко не добрал балла. Климов посоветовал своему «крестнику» сказать приемной комиссии, что это он играл в «Иди и смотри». Кравченко застеснялся и, наверное, если бы не настойчивость режиссера, то никакого Щукинского училища в его жизни не случилось бы.
«Он [Климов] или написал письмо, или позвонил Этушу — я точно не знаю — и сказал: „Завтра отвези ему диск“. Я отвез диск, а на следующий день я учился в Щуке», — вспоминал Кравченко.
Владимир Этуш тогда был ректором «Щуки», и позже он относился к одному из студентов с определенным недоверием, которое, впрочем, им удалось преодолеть. Тем более что ещё во время учебы Кравченко начал играть на сцене Вахтанговского театра, ездить с этим театром на гастроли. И всё было бы хорошо, если бы не отсутствие хороших ролей.
Кравченко уверен, что «без театра актеру конец». Но в Вахтанговском всё оказалось непросто. «Семь лет я отработал в Театре Вахтангова пятым грибом с левой стороны на заднем плане», — вспоминал он. Расставание прошло как-то буднично — нескольких молодых актеров, в их числе был и Кравченко, вызвал худрук театра Михаил Ульянов, который и сообщил пренеприятнейшее известие.
«Я пришел к Михаилу Александровичу. Ему было очень тяжело говорить, он пыхтел, стонал, охал. В итоге вымолвил, что я плохой актер и контракт со мной больше заключаться не будет — то есть мы тебя выгоняем. Для меня это был удар. Он мне сказал, что у меня в кино очень хорошо получается, а вот в Вахтанговском театре я не могу играть», — вспоминал он.
«Такого фильма не было и, думаю, не будет»
В кино у Кравченко всё действительно было относительно стабильно, хотя его роли того периода, конечно, не дотягивали до Флёры — сериалы, небольшие эпизоды... Он договорился с Ульяновым и остался в театре ещё на сезон, а потом у него случилось сотрудничество с режиссером Кириллом Серебренниковым, в результате которого в 2007-м Кравченко оказался в труппе МХТ имени Чехова.
В итоге всё сложилось. В кино Кравченко чаще всего играл условного «спецназовца» — он когда-то занимался культуризмом и старается поддерживать былую форму. В «Бригаде» был подполковником госбезопасности, в фильме «Звезда» — сержантом, в сериале «Спецназ» и картине «9 рота» — капитаном; играл и злодеев — в сериале «Операция „Неман“» по произведению Владимира Богомолова «В августе 44-го». В последние годы он появлялся в фильмах «Солнцепёк» и «Лучшие в аду», в «Сердце Пармы». Причем признается, что лучше всего его актерскую работу можно увидеть в театре.
«Зрители, которые смотрят в театре мои спектакли, не ассоциируют меня с моими киноролями. Они говорят: «Не может быть! Мы думали, что Кравченко — это только спецназ, а он вообще другой, — рассказывал актер. — Театр — это единственный мой конек, где я могу сломать свое амплуа».
И любопытно, что Кравченко до сих пор теплым словом вспоминает Климова, который дал ему путевку в актерскую жизнь.
«Климов — та личность, тот человек и режиссер, который научил меня всему, что я умею делать, и даже больше, — говорил Кравченко. — Когда мне задают вопрос, был ли у меня какой-нибудь фильм, который бы дошел до планки „Иди и смотри“, я всегда без стыда говорю, что такого фильма не было и, думаю, не будет. Потому что мне не встретился больше такой режиссер, как Элем Германович Климов».