aif.ru counter
4230

Станислав Говорухин: «О здоровье не думаю – некогда…»

Статья из газеты: АиФ Здоровье №43 22/10/2015
Все материалы сюжета Легендарные актеры и режиссеры кино

Режиссёр Станислав Говорухин поговорил с нашим корреспондентом о критиках, компромиссах, борьбе с курением и наплевательском отношении к собственному здоровью.

Станислав Говорухин.
Станислав Говорухин. © / Александр Вильф / РИА Новости

В начале осени у Станислава Говорухина, режиссёра таких культовых картин, как «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Так жить нельзя» и многих других, вышла новая работа – фильм «Конец прекрасной эпохи», снятый по произведениям Сергея Довлатова.

В поиске героев

Сергей Грачев, «АиФ». Здоровье»: Станислав Сергеевич, прежде чем обсудить с вами вопросы здоровья, хотел бы спросить про нездоровую реакцию, которую порой вызывают ваши фильмы. В прошлом году, например, многие критики незаслуженно, на мой взгляд, обругали вашу картину «Weekend». В этом году прошлись по ленте «Конец прекрасной эпохи»…

Станислав Говорухин: Я могу вам объяснить природу такой реакции. Дело в том, что я снимаю не для критиков. Кроме того, наши критики, что сейчас, что при советской власти, не умели и не умеют судить жанровое кино по законам жанра. То есть, грубо говоря, они уверены, что Хичкок – это ниже, мельче, чем, скажем, Антониони. На самом же деле это абсолютно равнозначные фигуры. И если продолжать сравнительный ряд, то Гайдай в годы «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы» никак не ниже уровня Тарковского. Но у нас повелось так, что Гайдая люди от кинокритики и за режиссёра-то не считали, а Тарковского иначе как гением не называли.

– Одна из основных претензий к вашей новой работе заключается в том, что, мол, такие, как вы, в своё время гнобили таких, как Довлатов, а сейчас на нём паразитируете. Что бы вы ответили тем, кто так считает и предъявляет вам подобные претензии?

– Я бы ничего им не стал отвечать. Ну о чём с ними говорить?! (Задумывается.) Мне просто нравится Довлатов как писатель. Он замечательный, чеховский абсолютно. И потом – человек с большим чувством юмора.

– Многие считают его ещё весьма актуальным сегодня…

– Не знаю… Меня актуальность в моих фильмах никогда не интересовала. В данном случае я тоже об этом не думал. У меня вообще совершенно иное отношение к собственным картинам, нежели у большинства зрителей. Снимая, я не ставлю себе никаких идейных задач, не думаю о том, что я хочу донести, что поведать. Мне это потом зрители объяснят. А моё дело – снять фильм.

Искусство компромисса

– Я от вас не отстану с темой актуальности, уж извините… В основе фильма в том числе лежит рассказ «Компромисс». Разве поиск компромисса – это не про сегодняшний день, не про всех нас?

– Это всегда было. Жизнь любого человека в большей или меньшей степени состоит из компромиссов. Я тоже всю жизнь иду на компромиссы.

– И вас это никогда не коробило?

– Особенно нет, как не коробит это и главного героя фильма. Он относится к необходимости компромисса с юмором. Я также. Тут ещё понимаете какой момент: в советское время находить некую удобоваримую золотую середину были вынуждены все. Потому что говорилось одно, а делалось совершенно другое. Сейчас время другое… Говори, что хочешь, где хочешь, практически.

– Опять же есть мнение, что сейчас возрождается цензура…

– Ну а в чём цензура-то? В том, что какие-то вещи являются публикабельными, востребованными, а какие-то нет? Ну так во всём мире происходит. И никто никогда никакой особой трагедии из этого не делал. Да и сейчас не делает. Если, например, журналисту дают задание найти героя нашего времени из провинции, героя, с которого можно брать пример, то наверняка предупредят корреспондента о том, чтобы искомый персонаж не был горьким пьяницей, трижды разведённым, дважды судимым и так далее. Это нормально. Герой должен быть публикабельным. Его биография должна быть почище, чем, может быть, у среднестатистического гражданина. Правильно?

– Есть ощущение, что с такими положительными героями как раз какое-то безвоздушное пространство.

– Но это же не значит, что их нет в принципе. По логике вещей можно догадаться, что они есть. Просто время сейчас дикое. Не востребованы такие герои. О них не снимают кино, не пишут книг.

Назло запретам

– Возвращаясь к вашему фильму: у вас там герои много курят и пьют. Как-то это не ложится в заданный курс здорового образа жизни.

– Не ложится – и не надо. Кому хочется выпить, тот пойдёт и сделает это. А кому хочется, но нельзя в силу выбранного им курса здорового образа жизни, как вы говорите, будет на фильм в итоге злиться, критиковать его.

– Но вообще борьба с алкоголизмом и табакокурением насколько, по-вашему, правильно у нас проистекает? Вы ведь сами заядлый курильщик…

– С одной стороны, абсолютно правильно и хорошо, что с курением борются. Но с другой стороны, происходит это немного по-варварски. В этом вопросе нам не мешало бы оглянуться на Запад. Посмотреть, как это происходит, допустим, во Франции, в Италии, в Испании и в других европейских странах. Там курящий человек не чувствует себя ущемлённым в правах. А у нас он это чувствует. Запреты ввели, а о том, как выкручиваться курильщику, не подумали. Нельзя же просто взять и с помощью закона, запретов, штрафов отвадить всех в один миг от пагубной привычки. Я, например, 62 года курю, так что мне абсолютно пофиг на этот закон, хотя я сам принимал участие в его принятии. Что ж я теперь меньше курить стану?! Нет, конечно… Может, даже больше смолить буду.

Болеть – роскошь

– А что у нас происходит с употреблением алкоголя? Насколько успешно идёт борьба на этом фронте?

– Страна стала меньше пить, и это совершенно очевидная вещь.

– С чего вы это взяли?

– Да хотя бы из собственных наблюдений! Те же молодые актёры практически вообще не пьют, берегут здоровье. Или, скажем, приезжаю куда-нибудь в Сибирь, еду обедать со встречающей стороной… И вот сидят человек 15 мужиков‑шахтёров, и никто из них не курит, и пьют по чуть-чуть.

– Может, просто вас стесняются.

– Да ну-у‑у… Бросьте вы… (Затягивается трубкой.)

– Напоследок у меня к вам традиционный вопрос: как вы лечитесь, если простуда, грипп скосили вас в период съёмочного процесса? Что делать в этой ситуации?

– Ничего не делать, а точнее, идти и работать, иначе прогоришь. Съёмочный день стоит очень дорого, так что болеть и простаивать – это непозволительная роскошь. Профессия режиссёра, конечно, не самая трудная, но и лёгкой её не назовёшь. Актёрам тоже в этом смысле не очень легко приходится. Вот, например, у актрисы мама сегодня умерла. Она может вырваться со съёмок на день-два, а после обязательно должна вернуться на площадку, шутить, улыбаться. Это издержки профессии.

– Ну а вообще для поддержания себя в форме, для своего здоровья вы что-то специально делаете?

– Выпиваю, курю, ем всё, что нравится. Вот и весь мой «здоровый» образ жизни.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актёре Игоре Шибанове?
  2. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах