Примерное время чтения: 9 минут
4601

Станислав Говорухин: «О здоровье не думаю – некогда…»

АиФ Здоровье №43. Медицинские товары для инвалидов станут дешевле 22/10/2015 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Станислав Говорухин.
Станислав Говорухин. / Александр Вильф / РИА Новости

В начале осени у Станислава Говорухина, режиссёра таких культовых картин, как «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Так жить нельзя» и многих других, вышла новая работа – фильм «Конец прекрасной эпохи», снятый по произведениям Сергея Довлатова.

В поиске героев

Сергей Грачев, «АиФ». Здоровье»: Станислав Сергеевич, прежде чем обсудить с вами вопросы здоровья, хотел бы спросить про нездоровую реакцию, которую порой вызывают ваши фильмы. В прошлом году, например, многие критики незаслуженно, на мой взгляд, обругали вашу картину «Weekend». В этом году прошлись по ленте «Конец прекрасной эпохи»…

Станислав Говорухин: Я могу вам объяснить природу такой реакции. Дело в том, что я снимаю не для критиков. Кроме того, наши критики, что сейчас, что при советской власти, не умели и не умеют судить жанровое кино по законам жанра. То есть, грубо говоря, они уверены, что Хичкок – это ниже, мельче, чем, скажем, Антониони. На самом же деле это абсолютно равнозначные фигуры. И если продолжать сравнительный ряд, то Гайдай в годы «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы» никак не ниже уровня Тарковского. Но у нас повелось так, что Гайдая люди от кинокритики и за режиссёра-то не считали, а Тарковского иначе как гением не называли.

– Одна из основных претензий к вашей новой работе заключается в том, что, мол, такие, как вы, в своё время гнобили таких, как Довлатов, а сейчас на нём паразитируете. Что бы вы ответили тем, кто так считает и предъявляет вам подобные претензии?

– Я бы ничего им не стал отвечать. Ну о чём с ними говорить?! (Задумывается.) Мне просто нравится Довлатов как писатель. Он замечательный, чеховский абсолютно. И потом – человек с большим чувством юмора.

– Многие считают его ещё весьма актуальным сегодня…

– Не знаю… Меня актуальность в моих фильмах никогда не интересовала. В данном случае я тоже об этом не думал. У меня вообще совершенно иное отношение к собственным картинам, нежели у большинства зрителей. Снимая, я не ставлю себе никаких идейных задач, не думаю о том, что я хочу донести, что поведать. Мне это потом зрители объяснят. А моё дело – снять фильм.

Искусство компромисса

– Я от вас не отстану с темой актуальности, уж извините… В основе фильма в том числе лежит рассказ «Компромисс». Разве поиск компромисса – это не про сегодняшний день, не про всех нас?

– Это всегда было. Жизнь любого человека в большей или меньшей степени состоит из компромиссов. Я тоже всю жизнь иду на компромиссы.

– И вас это никогда не коробило?

– Особенно нет, как не коробит это и главного героя фильма. Он относится к необходимости компромисса с юмором. Я также. Тут ещё понимаете какой момент: в советское время находить некую удобоваримую золотую середину были вынуждены все. Потому что говорилось одно, а делалось совершенно другое. Сейчас время другое… Говори, что хочешь, где хочешь, практически.

– Опять же есть мнение, что сейчас возрождается цензура…

– Ну а в чём цензура-то? В том, что какие-то вещи являются публикабельными, востребованными, а какие-то нет? Ну так во всём мире происходит. И никто никогда никакой особой трагедии из этого не делал. Да и сейчас не делает. Если, например, журналисту дают задание найти героя нашего времени из провинции, героя, с которого можно брать пример, то наверняка предупредят корреспондента о том, чтобы искомый персонаж не был горьким пьяницей, трижды разведённым, дважды судимым и так далее. Это нормально. Герой должен быть публикабельным. Его биография должна быть почище, чем, может быть, у среднестатистического гражданина. Правильно?

– Есть ощущение, что с такими положительными героями как раз какое-то безвоздушное пространство.

– Но это же не значит, что их нет в принципе. По логике вещей можно догадаться, что они есть. Просто время сейчас дикое. Не востребованы такие герои. О них не снимают кино, не пишут книг.

Назло запретам

– Возвращаясь к вашему фильму: у вас там герои много курят и пьют. Как-то это не ложится в заданный курс здорового образа жизни.

– Не ложится – и не надо. Кому хочется выпить, тот пойдёт и сделает это. А кому хочется, но нельзя в силу выбранного им курса здорового образа жизни, как вы говорите, будет на фильм в итоге злиться, критиковать его.

– Но вообще борьба с алкоголизмом и табакокурением насколько, по-вашему, правильно у нас проистекает? Вы ведь сами заядлый курильщик…

– С одной стороны, абсолютно правильно и хорошо, что с курением борются. Но с другой стороны, происходит это немного по-варварски. В этом вопросе нам не мешало бы оглянуться на Запад. Посмотреть, как это происходит, допустим, во Франции, в Италии, в Испании и в других европейских странах. Там курящий человек не чувствует себя ущемлённым в правах. А у нас он это чувствует. Запреты ввели, а о том, как выкручиваться курильщику, не подумали. Нельзя же просто взять и с помощью закона, запретов, штрафов отвадить всех в один миг от пагубной привычки. Я, например, 62 года курю, так что мне абсолютно пофиг на этот закон, хотя я сам принимал участие в его принятии. Что ж я теперь меньше курить стану?! Нет, конечно… Может, даже больше смолить буду.

Болеть – роскошь

– А что у нас происходит с употреблением алкоголя? Насколько успешно идёт борьба на этом фронте?

– Страна стала меньше пить, и это совершенно очевидная вещь.

– С чего вы это взяли?

– Да хотя бы из собственных наблюдений! Те же молодые актёры практически вообще не пьют, берегут здоровье. Или, скажем, приезжаю куда-нибудь в Сибирь, еду обедать со встречающей стороной… И вот сидят человек 15 мужиков‑шахтёров, и никто из них не курит, и пьют по чуть-чуть.

– Может, просто вас стесняются.

– Да ну-у‑у… Бросьте вы… (Затягивается трубкой.)

– Напоследок у меня к вам традиционный вопрос: как вы лечитесь, если простуда, грипп скосили вас в период съёмочного процесса? Что делать в этой ситуации?

– Ничего не делать, а точнее, идти и работать, иначе прогоришь. Съёмочный день стоит очень дорого, так что болеть и простаивать – это непозволительная роскошь. Профессия режиссёра, конечно, не самая трудная, но и лёгкой её не назовёшь. Актёрам тоже в этом смысле не очень легко приходится. Вот, например, у актрисы мама сегодня умерла. Она может вырваться со съёмок на день-два, а после обязательно должна вернуться на площадку, шутить, улыбаться. Это издержки профессии.

– Ну а вообще для поддержания себя в форме, для своего здоровья вы что-то специально делаете?

– Выпиваю, курю, ем всё, что нравится. Вот и весь мой «здоровый» образ жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах