Советское время часто представляется чем-то светлым — особенно если набираться впечатлений с помощью выпущенных в СССР комедий или мелодрам. Но сам процесс кинопроизводства мог скрывать множество самых разных тайн — и советское кино вовсе не было исключением. Случались и неожиданные смерти актеров прямо на съемочных площадках, и творческие неудачи. Про это тоже пишут, а ещё чаще вспоминают личные трагедии создателей картин — разводы и расставания, которые в актерской среде происходят не реже, чем у обычных, не настолько публичных людей. Но и другие трагические истории тоже оказываются на слуху — они касаются несложившихся карьер и буквально на взлете поломанных судеб известных актрис Советского Союза.
Лидия Драновская
У этой актрисы случился очень ранний и, в принципе, успешный старт в кино — впервые она снялась в фильме 1937 года «Семиклассники», когда ей было 15 лет. Её заметили, и до войны Драновская успела сыграть ещё пару ролей — в фильмах «Высокая награда» (тут, правда, её даже в титрах не упомянули) и в «Брате героя» по повести Льва Кассиля. Потом началась война, роли ей не предлагали, но она оказалась настойчивой — уехала в Алма-Ату, куда эвакуировался ВГИК, и поступила в этот вуз. Правда, оказалась не на том знаменитом курсе Герасимова, который потом чуть ли не целиком снялся в «Молодой гвардии», а в мастерской не менее именитых педагогов — Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. И сразу после выпуска из института, в 1946 году, Драновской предложили роль в фильме Юлия Райзмана «Поезд идет на восток». Это было необычное для того времени роуд-муви про путешествие молоденькой студентки и военного моряка через всю страну, от Москвы до Владивостока — и, пожалуй, эта картина могла стать подходящим и полноценным дебютом для юной актрисы.
Поначалу, впрочем, всё шло нормально — но потом, как рассказывал Райзман, картину посмотрел сам Сталин, и ему этот жанр очень не понравился. Всесильный вождь якобы сказал сакраментальную фразу «Я сойду на следующей станции» — и ушёл с середины показа. После этого о триумфе уже можно было и не мечтать — в прокат «Поезд...» выпустили, но пустили чуть ли не третьим экраном. Правда, Райзману удалось остаться в режиссуре — он даже получил Сталинскую премию за свой фильм 1950 года «Кавалер Золотой Звезды», — но в основном его помнят по работам послесталинского времени («Коммунист», «А если это любовь?»). А вот у актеров судьба сложилась совсем не так, как они мечтали. Партнер Драновской, 36-летний Леонид Галлис, в кино вернулся только в 1953-м, да и потом играл исключительно эпизоды. Актриса тоже попала в нечто вроде опалы — на главные роли её больше не приглашали, она снималась в эпизодах и даже в массовках, без указания имени в титрах, а заслуженной артисткой России стала только в 1999-м в возрасте 77 лет. Умерла она в 2008-м.
Зоя Фёдорова
Одна из самых известных киноактрис СССР 1930-х по популярности могла сравниться с Любовью Орловой. Играла главные роли, получала Сталинские премии, во время войны выступала во фронтовых бригадах... Всё рухнуло через год после Победы — Фёдорова познакомилась с военно-морским атташе американского посольства, родила от него дочь, попыталась скрыть связь с иностранцем — неудачно. В 1946-м актрису арестовали, обвинили в шпионаже и осудили на 25 лет лагерей. Фёдорова вышла в 1955-м, была реабилитирована, но прежней славы ей никто не вернул, хотя в кино она работать продолжила. Играла роли второго и третьего плана (самая заметная — жена старосты в «Свадьбе в Малиновке»), служила в Театре-студии киноактёра. И подумывала о том, чтобы уехать в США, куда в 1970-х перебралась её дочь от американца. Но в 1981-м Фёдорову убили; преступника так и не нашли, хотя само преступление связывали с «бриллиантовой мафией», в которую входили жены многих высокопоставленных советских деятелей.
Екатерина Савинова
Фросей Бурлаковой из фильма «Приходите завтра...» эта актриса стала не благодаря, а вопреки. В её опале винили всемогущего тогда режиссёра и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева; ему же приписывают порушенные кинокарьеры Клары Лучко, Веры Васильевой, Клары Румяновой (она от отсутствия ролей ушла в озвучку), Ии Арепиной — в общем, такая советская версия Харви Вайнштейна, только без последующего наказания. С Савиновой Пырьев пересёкся на съёмках «Кубанских казаков» — главную роль в этой картине играла его супруга Марина Ладынина, но это не мешало режиссёру заглядываться на молодых актрис. Что в этой истории правда — неизвестно, но, как рассказывал Леонид Филатов в авторской программе «Чтобы помнили», Савинова в ответ на неоднозначное предложение отвесила режиссёру пощечину — и потеряла возможность играть главные роли. Совсем без работы она не осталась — её брали в эпизоды и на роли второго плана; снималась Савинова и на других киностудиях СССР, причём относительно успешно. Ну а свою главную роль она сыграла в фильме своего мужа, режиссёра Евгения Ташкова — причём «Приходите завтра...» снимали на Одесской киностудии. Эта лента, кстати, была частично основана на биографии самой актрисы, которая ещё исполнила и вокальные партии своей героини — в то время Савинова училась на последнем курсе Института имени Гнесиных. Успех был громкий, она получила звание заслуженной артистки РСФСР и приз Всесоюзного кинофестиваля 1964 года. Но вскоре после завершения съёмок этого фильма актрисе поставили страшный диагноз — бруцеллез; Савинова ещё боролась с болезнью, снималась в кино — опять в небольших ролях, но в 1970-м умерла. Ей тогда было всего 43 года.